Возродить нельзя закрыть — почему необходимо породнить предприятия «Камволь» и «Сукно»

07 Сен 2016 10:04

Автор:

Блог автора

Еще три десятка лет назад текстильная промышленность Беларуси считалась самой развитой на постсоветском пространстве.

Но лет десять назад, когда плачевное состояние комбинатов скрывать стало невозможным, предприятия — производители текстиля забили тревогу.

На общем фоне и тогда ОАО «Сукно» выглядело относительно неплохо. Судите сами. Еще в 2013 году ОАО «Камволь» хотели присоединить к более устойчивому и экономически сильному «Сукну». Но за последние три года работы тонкосуконный комбинат из лучшего предприятия отрасли скатился в долговую яму, а поступления от продаж составили… 200 миллионов (неденоминированных) рублей в месяц в нынешнем году. И это при том, что в том же 2013 году старые станки заменили двадцатью новыми французскими. Долг перед банками за проведенную «модернизацию» на предприятии достиг 850 миллионов евро. Куда ушли такие деньги, пытается разобраться новый руководитель Дмитрий Куницкий, который в должности работает пару месяцев.

1O9A3390 copy

После детального ознакомления с использованием выделенных на реконструкцию денег директор пришел к выводу, что у его предшественников просто не было идей, как их эффективно потратить. Вместо вложений в обновление производства кредитные деньги уходили на установку нового забора и системы видеонаблюдения, на асфальтирование неиспользуемой части территории. Даже закупленные импортные станки установили не в полной комплектации:

— Это как купить кузов автомобиля, а про мотор, самую дорогую деталь, забыть, — рассказывает директор. — Сегодня, чтобы перезапустить эти станки на новый артикул ткани, требуется три дня работы. Машинка, которая стоит 200 тысяч евро и которую забыли купить, сделает это за 12 часов.

1O9A3451 copy

Фактически последние полгода предприятие выживало за счет вырученных денег от продажи площадей на улице Клары Цеткин и за счет арендаторов — большая половина зданий сдается в аренду. При этом сам технологический процесс практически не обновлялся.

1O9A3440 copy

Есть большая проблема, связанная с квалификацией управленцев. Предприятие дышит на ладан, но производственники не работают над главным — экономией. Без нее мы не сможем конкурировать на рынке и идти вперед. Снижение себестоимости — главная задача, стоящая перед любым производителем, но для этого необходимы молодые специалисты со свежими идеями. Нужны новые технологии, без которых сейчас невозможно конкурировать и снижать все затраты. Костяк администрации работает на предприятии десятилетиями, и люди, привыкшие тридцать лет работать по одному шаблону, к сожалению, не могут перестроиться на требуемый ритм.

О дне насущном

Лозунг «Экономика должна быть экономной» на предприятии благополучно забыли.

В мае за электроэнергию предприятие выложило более 1,5 миллиарда (неденоминированных) рублей. Парадокс, но при наличии в штате экономистов, бухгалтеров и заместителя генерального по экономике предприятие не пыталось сэкономить даже на элементарных вещах. А ведь решения, по словам Куницкого, лежали у всех на виду. Теперь пересмотрели распорядок работы. Сместили время обеда на пиковое потребление электричества. Людей в цехах перевели на вахтовый метод работы, чтобы максимально использовать энергию, вырабатываемую одним котлом вместо двух ранее работавших параллельно. В зависимости от загрузки спланировали интенсивность работы вплоть до ночной смены.

1O9A3456 copy

Пришлось сотрудников обучать элементарной культуре потребления электричества: раньше никого не заботило, что в полупустых помещениях и на складах готовой продукции по полной программе использовалось электричество. Компактная перестановка оборудования также позволила сэкономить. Несложная бережливость дала комбинату в итоге выигрыш более чем в 400 миллионов (неденоминированных) рублей за прошедший июль.

Нужен брак по расчету

Три года назад «поженить» ОАО «Камволь» и ОАО «Сукно» не получилось. Пожалуй, пришло время нового сватовства. Два предприятия в одном городе, имеющие до определенного момента одинаковое производство, по логике должны находиться под одной крышей. Только на сей раз в «примаки» следует отправлять «Сукно».

Проводить модернизацию ОАО «Сукно», пожалуй, сегодня бессмысленно. На самом деле «Сукно» и «Камволь» не противники и не соперники. Предприятия не выпускают аналогичную продукцию, а объединение позволило бы не только увеличить ассортимент, но и снизить стоимость закупаемой шерсти. А если к закупкам подключить еще и Слонимскую камвольно-прядильную фабрику, то в итоге можно выпускать трендовые ткани, которые обязательно привлекут клиентов. Ведь при кооперации появится возможность еще сэкономить: новое оборудование «Камволя» справится с потребностями не только собственными, но и «Сукна».

1O9A3466 copy

Сегодня на тонкосуконном комбинате определяются, какая ниша на современном рынке им по плечу. На продукцию премиум-класса с нынешней ситуацией замахиваться слишком самонадеянно. Низкий сегмент, как по цене, так и по качеству, заняли китайские производители. Но у предприятия еще есть возможность «прихватить» и здесь свой кусок за счет соотношения цена-качество полушерстяных тканей. Совсем недавно предложили белорусским швейникам новинки комбината. Крупнейшее белорусское предприятие «Калинка» сразу же выбрало 15 образцов.

1O9A3471 copy

Поменявшему за последние годы не один состав руководства, пережившему коррупционные скандалы тонкосуконному комбинату еще предстоит выбираться из кризисной ямы, подстраиваясь под новые экономические рельсы. Первые шаги по оздоровлению уже предприняты. Достигнута определенная экономия энергозатрат. Продолжается обновление штата. Для продукции еще открыта дорога на российский рынок. Появилась возможность занять нишу и в Казахстане. Несмотря на то что казахи построили ряд современных текстильных и швейных предприятий, там остаются проблемными определенные технологические процессы. Азербайджан в рамках ЕврАзЭС получил налоговые преференции на закуп белорусского сукна.

У белорусских тонкосуконщиков появился повод для оптимизма. Если в начале года продавали 12 тысяч погонных метров тканей в месяц, то уже летом — порядка 26 тысяч. Выручка от реализации в последнее время свыше 5 миллиардов неденоминированных рублей (на начало года — меньше двух).

1O9A3468 copy

Как бы ни сложилась ситуация вокруг ОАО «Сукно», предприятие должно выжить и сохранить свою нишу на рынке. Ведь главный залог успеха: будет производство недорогой и качественной ткани — покупатели придут сами.

Справочно

ОАО «Сукно», основанное в 1945 году, — единственное в стране предприятие, специализирующееся на производстве тонкосуконных тканей. Наряду с основной продукцией здесь выпускаются также одеяла, ватин и пряжа. В настоящее время доля государства в уставном фонде предприятия составляет более 67 %.

Большая половина площадей ОАО «Сукно» сегодня сдается в аренду.

В 2013 году на модернизацию тонкосуконного комбината было вложено 850 миллионов евро. До июля 2016 года предприятие считалось убыточным.

Фото Сергея Шелега

 

 

 

 

Комментарии к статье
Добавить комментарий