Дома с лестничными маршами до лифта в столице не будут строить с 2017 года

09 Сен 2016 10:01

Автор:

Блог автора

Словосочетание «безбарьерная среда» вошло в наш обиход всего 10 лет назад. Что за этот период удалось сделать в городе? Насколько столица доступна для людей с инвалидностью?

Об этом корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала председатель комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Жанна Романович.

Романович

— Жанна Александровна, давайте начнем с самого больного вопроса для людей с инвалидностью — доступного жилья.

— Действительно, для многих инвалидов, особенно тех, кто передвигается на коляске, возможность выбраться из своей квартиры и не сидеть в четырех стенах стоит на первом месте. КУП «УКС Мингорисполкома» введено в строй для инвалидов-колясочников 36 квартир, в том числе в 2011 году — 8, в 2012-м — 10, в 2013-м — 18. В настоящее время разрабатывается проектно-сметная документация на строительство двух жилых домов, в которых на первых этажах предусмотрено размещение квартир, адаптированных для проживания инвалидов-колясочников. Сдать их в эксплуатацию планируют в 2018-2019 годах. За счет средств местного бюджета в 2011 году введены в эксплуатацию общежитие квартирного типа на 80 мест и жилой дом, полностью адаптированные для проживания инвалидов по зрению. Выделены 68 земельных участков для строительства индивидуальных гаражей вблизи местожительства инвалидов-колясочников. Наша беда — микрорайоны старой застройки. Оборудовать здесь жилье элементами безбарьерной среды зачастую невозможно: не позволяют технические условия. В таких случаях практикуем обмен квартир. С 2010 года этим вариантом воспользовались 14 инвалидов-колясочников, в списках еще 14 человек. Стали прибегать к нестандартным решениям. Одно из них — использование телескопического пандуса. Он портативный, собирается в чемоданчик, который инвалид может всегда носить с собой. Весит 7 килограммов, раскладывается на несколько пролетов. Такое оборудование закупили уже трем минчанам. Тем, кто дает согласие на его приобретение, комитет по труду, занятости и социальной защите оказывает материальную помощь из средств Фонда социальной защиты населения.

— Проблемы со старым жилищным фондом объясняются объективными причинами. Недоумение вызывают новые постройки, которые сдают в эксплуатацию с нарушениями. Не менее животрепещущая тема — дома с лифтами, к которым ведут лестничные марши. Вам не кажется, что от таких проектов давно уже пора отказаться?

— Хочу подчеркнуть, ни один проект не согласовывается без наличия безбарьерной среды — нарушения возникают на этапе строительства. В городе сократилось количество возводимого жилья за бюджетные средства, на этот рынок сегодня приходят частные компании, в целях сокращения затрат они зачастую отказываются от элементов безбарьерной среды. До сих пор от некоторых руководителей подрядных организаций приходится слышать: а если в этом доме не будет жить инвалид, зачем мне пандус, бордюры в ноль и так далее. А кто сказал, что доступная среда необходима только инвалидам? Старикам, мамам с коляской, ребенку с велосипедом она нужна не меньше. Мы должны строить дома так, чтобы туда мог зайти любой человек. Барьеры существуют в голове — это ключевая проблема. Что касается пресловутых 10 ступенек, когда лифты начинаются со второго этажа, — эта серия проектов уходит в прошлое. С 2017 года в городе такие дома возводиться не будут.

— Какие еще вопросы сегодня на повестке дня?

— По сравнению с тем, что было 10 лет назад, мы действительно шагнули далеко вперед. Наши московские коллеги, которые приезжали в Минск делиться опытом по созданию безбарьерной среды, отметили: не ожидали увидеть такой уровень. Еще пять лет назад во время заседания координационного совета практически все представители городских структур старались отмахнуться от выполнения тех или иных мероприятий: мол, не наша функция, пускай этим занимаются собесы. Отрадно, что сейчас такие встречи проходят совершенно по-другому. Вместе с тем проблем хватает. Мы научились делать бордюры с понижением, пандусы, которые соответствуют стандартам, создаем безбарьерную среду по месту жительства инвалида. Но этого мало. Многие элементы безбарьерной среды существуют разрозненно, сами по себе. В результате мы не достигаем главной цели — доступности. Человек с инвалидностью из своей квартиры выйти может, а добраться в любую точку города — далеко не всегда. На его пути то и дело возникают препятствия. Наверное, в нашем сознании еще не укоренилось понимание того, что все мы разные. Поэтому, когда разрабатываем проекты, не видим очевидных вещей. В некоторых странах специалистов, которые ставят свою подпись на актах приемки, специально пересаживают в инвалидное кресло или завязывают им глаза — только так они могут почувствовать, является объект по-настоящему безбарьерным или нет. Возможно, и нам стоило бы перенять такой опыт. Тогда бы перестали появляться пандусы, ведущие в никуда, и возникать барьеры там, где их быть не должно.

— Насколько доступен инвалидам пассажирский транспорт?

— В городском автопарке доля низкопольного транспорта составляет 71,7 %, аппарелью (специальными подъемниками) оборудованы 30 % машин. Это неплохой показатель. Только в нынешнем году «Минсктранс» закупил 10 низкопольных троллейбусов. Сумма расходов составила почти 1,8 миллиона деноминированных рублей. Надо отметить, что наиболее активно над созданием безбарьерной среды работает Минский метрополитен. В настоящий момент создана электронная схема подземки, где отмечены станции, куда беспрепятственно могут попасть люди с инвалидностью. Так, на 9 из них эксплуатируются 23 лифта, на 8 работают 22 подъемные платформы, закуплены 15 траволаторов — мобильных гусеничных подъемников. На всех станциях установлена кнопка вызова дежурного. Если раньше связаться с ним можно было лишь в определенные часы, то сейчас эта функция доступна всё время, пока работает метро. На 13 станциях установлены речевые информаторы для инвалидов по зрению, на 7 из них они появились в нынешнем году. Для удобства людей с нарушениями слуха 12 единиц подвижного состава оборудованы бегущей строкой.

Хочется выразить городским властям благодарность за то, что никогда не ставили под сомнение необходимость такого вида поддержки, несмотря на то что дело это затратное. На финансирование службы социального такси в 2016 году выделено более 1,4 миллиона деноминированных рублей.

— Многие минчане сетуют, что не всегда получается заказать социальное такси.

— Действительно, мы ограничили количество бесплатных поездок на специальном автотранспорте. И замечу, сделали это по инициативе самих инвалидов, которые сетовали, что некоторые горожане злоупотребляют данной услугой. Ездят на социальном такси каждый день на рынок, в гости, в то время как другие люди не могут добраться в медицинское учреждение. Поэтому было принято решение ввести лимит на поездки. Без ограничений льготой пользуются только те, кому необходима процедура гемодиализа.

— Парковки для инвалидов нередко заняты машинами других автовладельцев. Как решается проблема?

— К сожалению, она по-прежнему актуальна, особенно вблизи рынков и крупных торговых центров. В связи с этим с УГАИ Мингорисполкома проводятся акции «Стоп-парковка», в 2016 году за несоблюдение правил стоянки на территории торговых объектов «Гиппо», «Ома» и «Евроопт» (Ленинский район) к административной ответственности привлечен 21 водитель, в том числе была осуществлена эвакуация транспортного средства с места правонарушения. Представители всех торговых сетей получили предписания — обустроить в надлежащем виде парковки для инвалидов. Надо отметить, что некоторые компании не стали откладывать это дело в долгий ящик. Буквально в течение нескольких дней установили соответствующие знаки, которые хорошо видны, надежно закреплены и имеют эстетичный вид.

— Тема создания безбарьерной среды для инвалидов-колясочников обсуждается довольно часто. О людях, которые имеют недостатки слуха или зрения, говорят меньше. Свидетельствует ли это о том, что для первой категории сделано гораздо больше?

— Не соглашусь с вами. В последние годы в городе уделяется существенное внимание людям с нарушениями слуха и зрения. В частности, на прошлой неделе открыли центр приема-передачи сообщений в экстренные службы для слабослышащих минчан. Изучали этот вопрос два года, нашли компромиссный вариант — партнерство в рамках государственного социального заказа. В перспективе необходимо рассмотреть вопрос об установке специальных домофонов для этой категории граждан. Замечу, что сами инвалиды должны проявлять больше инициативы. Взаимодействие с общественными организациями — это наш индикатор качества, лакмусовая бумажка: мы видим, что просмотрели, где сделали не так, куда не дошли вовремя. Обратная связь очень важна.

Людмила Калмыкова, председатель правления Минской городской организации ОО «Белорусское общество инвалидов»:

— Большой плюс, что представители общественных организаций наделены полномочиями осуществлять контроль за созданием безбарьерной среды в городе. Руководители предприятий любой формы собственности согласовывают все свои проекты реконструкции зданий с нами. Не скрою, вначале найти общий язык получалось не всегда. Представители организаций остро реагировали на мои замечания, хлопали дверью. Но рано или поздно им приходилось искать компромиссные решения. Так как из 100 обращений примерно 30 % получали отказ. Сегодня можно сказать однозначно: в сознании людей произошел серьезный перелом. Они стали понимать, что безбарьерная среда делается не для галочки. Поэтому приходят не ругаться, а советоваться: что лучше предпринять в том или ином случае. Совместными усилиями в городе сделано действительно многое. Однако доступность у нас чаще всего пока точечная. К примеру, предприятие общепита, казалось бы, предусмотрело все элементы безбарьерной среды, а оборудовать туалет для инвалидов забыло. Или же возьмем театры: залы после реконструкции доступны для физически ослабленных людей везде, а вот сцена — нет, подняться на нее инвалиды могут только в Национальном академическом Большом театре оперы и балета и в Белорусской государственной филармонии. Не всегда в объектах культуры можно без посторонней помощи попасть и в гардероб. Хотя, как известно, театр начинается с вешалки. Безусловно, люди с инвалидностью должны понимать: проснуться сразу в другом мире нереально. Работа по созданию безбарьерной среды ведется поэтапно. На любую реконструкцию требуются средства. И выделить их одномоментно на всё невозможно. Обидно другое: когда деньги, причем немалые, вкладываются в объект, а он сдается с нарушениями. В итоге получается, что на бумаге элементы безбарьерной среды существуют, а пользоваться ими невозможно. И вот здесь предстоит серьезная работа. На мой взгляд, переломить ситуацию может только наказание рублем. Нужно более активно прибегать к штрафам как в строительной сфере, так и в решении проблемы с парковочными местами для инвалидов. Замечу, что в последнем случае произошли положительные перемены — во многом благодаря тому, что данный вопрос находится на контроле в прокуратуре республики и города.

И еще. Даже при наличии идеальной безбарьерной среды человеку с инвалидностью все равно нужна помощь. Поэтому прежде всего следует разрушать барьеры в общении. К сожалению, их у нас хватает. Как показала последняя встреча с волонтерами, которые будут помогать на выборах гражданам с ограниченными физическими возможностями, многие молодые люди испытывают определенное стеснение рядом с человеком в инвалидной коляске, не знают, как к нему подойти. Мы сможем почувствовать себя равными только тогда, когда исчезнет психологический дискомфорт.

 

 

Комментарии к статье
Добавить комментарий