МИНЧАНИН ГОДА. Инструктор по трудовой терапии Татьяна Бируля

20 Сен 2016 09:49

Автор:

Блог автора

«Минчанка года», инструктор по трудовой терапии Психоневрологического дома-интерната № 4 Татьяна Бируля рассказала корреспонденту агентства «Минск-Новости», что такое аутсайдер-арт и о чем могут поведать картины ее подопечных.

Уже то, что среди номинантов конкурса оказался человек, который работает с психически нездоровыми людьми, говорит о многом. Наше общество, хоть и медленными темпами, все-таки меняется. Ведь о жизни душевнобольных долгое время предпочитали не распространяться, тему старались обходить стороной. Татьяна Вадимовна не только научила людей, страдающих расстройствами психики, рисовать картины, но и познакомила с их творчеством всю Беларусь.

Когда у человека болит голова, спина или нога, мы понимаем: ему нужна помощь. Другое дело — люди с психическими отклонениями: нас пугает их странное поведение. Мы не знаем ни как реагировать, ни как себя с ними вести. Это как параллельный мир, в который ты не вхож. Но стоит лишь с ним соприкоснуться, и в нас открываются совершенно другие человеческие качества, начиная от страха и заканчивая сочувствием, сопереживанием, болью, — высказывает свое мнение Татьяна Бируля.

Впервые с людьми с особенностями психофизического развития Татьяна познакомилась в 1996 году, когда устроилась санитаркой в детский дом-интернат в Новинках. Затем она стала активной участницей белорусско-ирландской программы помощи домам-интернатам. Работала в разных качествах — менеджером, художником, массажистом.

Инвалиды с детства — это люди, которым не повезло в самом начале жизни. Родовая травма, инфекция, генетический сбой — причин масса. А результат один: во взрослом теле живет душа ребенка. Их дни — с первого до последнего — проходят в стенах интерната. Сначала в детском, потом во взрослом, — отмечает Татьяна.

Захотелось для них сделать что-то хорошее, поясняет собеседница.

Единственное, что я могла предложить, — это заниматься живописью, — говорит она. — Несмотря на то что основное образование у меня техническое, рисовать любила с детства, окончила художественную школу.

Сначала Татьяна уговорила ирландских партнеров оборудовать изостудию в Психоневрологическом доме-интернате № 2. С сентября прошлого года арт-мастерская появилась и в Психоневрологическом доме-интернате № 4.

Мы не претендовали на то, чтобы создавать произведения искусства, — подчеркивает Татьяна Бируля. — Цель была иная — занять людей, дать им почувствовать свою значимость. Чтобы они не сидели целый день, уставившись на противоположную стенку или в экран телевизора. Чтобы и в их жизни появился какой-то проблеск надежды. Недаром говорят: если одна дверь закрывается, значит, где-то открывается другая. Общеизвестно, что у слепых людей обостряется слух, а у глухих — зрение. То же самое можно сказать и о человеке с психическими отклонениями. Многие из них обладают творческим потенциалом.

img_6892-copy

Неоспоримые достоинства картин своих пациентов европейские психиатры признали еще в конце XIX — начале XX века. Именно тогда на Западе появилось направление арт брют, причем оно объединяло творчество не только психически больных людей, но и художников-маргиналов, работы которых считались нестандартными и не вписывались в общепринятые рамки. Позднее, в 1945 году, искусствовед Роджер Кардинал рисунки людей с психиатрическим опытом выделил в отдельное течение и назвал его «аутсайдер-арт». С 2009 года благодаря Татьяне Вадимовне оно появилось и в Беларуси.

Идею реализовать такой проект поддержал мой бывший учитель Федор Адамович Ястреб, который на тот момент возглавлял Гильдию художников и работал заведующим галерейным отделом Национальной библиотеки, — рассказывает Татьяна Бируля. — Именно в стенах этого учреждения прошла первая выставка «Аутсайдер-арт».

С тех пор с работами своих подопечных Татьяна Бируля объездила всю Беларусь, побывала в Польше и Голландии. По мнению собеседницы, такие выставки важны не только для людей, проживающих в домах-интернатах психоневрологического профиля, но и для общества в целом, они помогают нам становиться более терпимыми.

За 20 лет работы с людьми, которые имеют те или иные психические отклонения, я поняла одно: никто из нас в этом мире ни от чего не застрахован, — продолжает разговор «Минчанка года». — Когда пришла во взрослый интернат, первый месяц беспрерывно плакала. Здесь находятся не только инвалиды с детства, но и люди, чья жизнь делится на до и после, у которых были работа, семья, дети. Роковое стечение обстоятельств, чужое вмешательство, болезнь — и они потеряли все, что имели. Вчера человек работал главным инженером на заводе, имел свой бизнес, владел несколькими иностранными языками, а сегодня превратился в беспомощного пациента, который двух слов связать не может. В учреждения психоневрологического профиля попадают после автомобильных катастроф, драк, к потере всех ориентиров может привести даже банальная инфекция или грипп.

В мастерскую приходят ребята, не умеющие читать, писать, инвалиды с детства, от которых отказались мамы, на которых поставили крест педагоги. Многие из них никогда не держали в руках кисть. Тем не менее они создают удивительные картины. На стенах студии десятки ярких и оригинальных работ.

Молодец, Анюта, продолжай, фон только сделай светлый, — подходит к ученице Татьяна.

Аня старательно вырисовывает ирисы. Ее конек — цветы. Хотя в самом начале, пояснила руководитель студии, писать их она наотрез отказывалась. За следующим мольбертом трудится Вика. Она уделяет большое внимание прорисовке мелких деталей. Многие ее работы получили высокую оценку искусствоведов, картину «Курица» специалисты и вовсе сравнивают с полотнами известных европейских художников.

Среди подопечных Татьяны Вадимовны немало талантливых людей. Женские силуэты Веры зачаровывают с первого взгляда своей элегантностью и утонченностью. В отличие от других учеников, Вера оказалась в интернате уже взрослой. В какой-то момент дала сбой психика: девушку настигла болезнь, которая передается по наследству. Буквально на днях, почувствовав приближение приступа, Вера пришла в изостудию, за несколько часов нарисовала новую картину, а когда сделала последний мазок, поняла: стало легче.

Татьяна Бируля отмечает, что занятия живописью имеют действительно хороший реабилитационный эффект. У людей, которые выражают свои чувства с помощью красок, снижается агрессия, купируются приступы — в результате уменьшается дозировка принимаемых лекарственных препаратов.

Когда смотришь на картины Натальи, с трудом верится, что человека, который их рисует, совсем недавно боялся весь персонал интерната. Нянечки и санитары твердили Татьяне Вадимовне: не берите Наташу в студию, у нее каждые три месяца случаются приступы, во время которых она ведет себя очень агрессивно. Но Бируля решила рискнуть. Сейчас на счету начинающей художницы уже около 20 работ. Последний серьезный срыв у ученицы был в мае прошлого года.

У Наташи за стенами интерната остались семья, ребенок. Наверное, именно поэтому на ее картинах всегда присутствуют домики — как воспоминание о другой жизни, в которой она была окружена родными людьми, — говорит о подопечной Бируля.

Работы учеников арт-мастерской могут рассказать о многом, убеждена Татьяна Вадимовна: о надежде, о желании чувствовать себя нужным, наконец, о силе человеческого духа.

Вот эту картину нарисовал парализованный мужчина, у которого работает только одна рука, причем очень плохо — поднимается и тут же падает, — демонстрирует полотно ученика руководитель студии. — И тем не менее он создает красивые пейзажи, используя точечную технику. Причем все картины у Володи светлые и теплые.

Не каждый руководитель подобного учреждения согласится взвалить на свои плечи дополнительные хлопоты, — уверена Татьяна Бируля. — То, что директор интерната Елена Панченко считает: наши подопечные тоже заслуживают возможности получить кусочек творческого счастья, дорогого стоит. Без непосредственного участия в проекте администрации у нас ничего бы не получилось.

Безусловно, можно было бы создать для наших подопечных комфортные условия проживания и квалифицированный уход и на этом поставить точку. Но ведь они тоже заслуживают того, чтобы их жизнь не была однообразной. Многие люди, которые проживают в интернате, оторваны от корней, которые у них были, либо вообще их никогда не имели. Для них важно найти ориентир, который позволит зацепиться за жизнь. Для кого-то им может стать ремесло, а кто-то найдет отдушину в живописи, — подчеркнула директор Психоневрологического дома-интерната № 4 Елена Панченко.

Фото Сергея Лукашова

 

Комментарии к статье
Добавить комментарий