МЕСТО ВСТРЕЧИ: железнодорожный вокзал

30 Сен 2016 12:26 Комментариев нет
фото Вадима Замировского

Автор:

Дмитрий Исайчук
Блог автора

 Агентство «Минск-Новости» в новом проекте «Место встречи», приуроченном к 950-летию Минска, расскажет о самых известных местах, которые жители и гости столицы назначают в качестве ориентира для встречи.

Лидером по числу запланированных встреч является железнодорожный вокзал. Этот факт не требует объяснений. На перроне постоянно дежурят встречающие с цветами. И не только прибывающих в столицу на ближайшем поезде. Исторически сложилось так, что нынешний железнодорожный вокзал стал одной из излюбленных точек для назначения свидания.

Всем известная станция Минск-Пассажирский — не первый в городе железнодорожный вокзал, а второй.

1-copy

Пионером был Брестский. Он располагался в районе современной станции Институт культуры и был открыт в 1871 году.

2-copy

Нынешний Минск-Пассажирский торжественно открыли в январе 1873-го. Кстати, именно тогда на белорусской земле появился первый железнодорожный узел Минск, работавший на три направления — Смоленск, Брест и Вильно. 6 сентября 1873 года появилось четвертое направление — на Бобруйск. Сам же вокзал получил название Виленский — от конечной станции Ново-Вилейск в Вильно.

4-copy

Первое его перерождение произошло в 1890–1893 годах. Здание вокзала перестроили в камне, а рядом с ним сформировалась Привокзальная площадь. Облюбовавших ее легковых извозчиков потеснила конка. Таким образом, уже более 120 лет назад Привокзальная площадь стала важным транспортным узлом. Правда, само здание вокзала, хоть и перестроенное, оказалось мало и нуждалось в срочном расширении.

«22 октября в день празднования иконы Казанской Божьей Матери Его Преосвященством епископом Симеоном была совершена божественная литургия в привокзальной церкви по случаю ее храмового праздника, после чего был совершен крестный ход к новому зданию Виленского вокзала, где в присутствии начальника губернии князя Н.Н. Трубецкого и других высших жандармских и железнодорожных местных чинов и почетных гостей происходило торжественное освящение нового вокзала. Здание это производит весьма приятное впечатление как своей наружной изящностью, так и внутренними своими размерами, разноцветным асфальтовым полом и, вообще, красивой окраской стен и потолка.

3-copy

Асфальтом же выложена широкая платформа, над которой замечается отсутствие крыши», — писала в 1898 году газета «Минский листок».

В начале прошлого века Виленский и Брестский вокзалы были важным местом для приема путешественников. Часто гостей Минска, особенно знатных и состоятельных, встречали на перроне служащие гостиниц, в которых те изволили заранее забронировать номер. К прибытию поезда подавался экипаж, доставлявший приезжего прямо к дверям гостиницы.

Однако такое благое начинание приводило к постоянным склокам. В марте 1910 года администрация обоих вокзалов обратилась в полицию с просьбой навести порядок. «Администрацией обращено внимание на то, что содержатели гостиниц, высылая своих комиссионеров на вокзалы к приходу поезда, не снабжают их никакими отличительными знаками, по которым их пассажиры могли бы узнать. Точно так же и швейцары гостиниц не имеют соответствующей одежды.

В настоящее время участковым приставом предписано принять меры к тому, чтобы содержатели гостиниц в двухнедельный срок снабдили своих комиссионеров и швейцаров одеждой особой формы и известного образца фуражками со знаком на околыше с обозначением названия гостиницы», — писала газета «Минское слово».

Это позволило избежать постоянных конфликтов, разгоравшихся на перроне, между извозчиками и делегатами от гостиниц. Ведь каждый извозчик знал, что гости города часто платят по московским или петербургским тарифам, и упускать возможность подзаработать не желали. Поди докажи, что ты лакей из «Европы», а не нахальный конкурент!

minsk18-copy

Оба вокзала прекрасно справлялись с возложенными на них задачами. К обоим шли линии конки, стоянки извозчиков возле них считались самыми хлебными. Путаницы практически никогда не возникало — поезда Александровской и Либаво-Роменской железнодорожных линий останавливались каждый у перрона своего вокзала.

Но в Минске мог появиться и третий вокзал — прообраз современной станции Минск-Пассажирский, принимающей поезда со всех направлений. В Российской империи рассматривались несколько вариантов развития железнодорожной сети. Различные заинтересованные ведомства, акционерные общества, промышленники предлагали множество интересующих их направлений. Некоторые из предложенные веток должны были пройти через Могилев. Неудивительно, что многие хотели связать этот город с Минском железнодорожной колеей. Так появился бурно обсуждавшийся проект Белорусской железной дороги, которая должна была пройти от Мостов в Могилев через Минск. Пересечься три эти ветки должны были в районе нынешней площади Мясникова. «Постройка нового центрального вокзала будет произведена, судя по проекту, в районе соединения Либаво-Роменской железной дороги с путепроводом Московско-Брестской линии, и это место является наиболее удобным для нового сооружения, тем более что новая дорога пройдет вблизи этого пункта. Новый вокзал предполагается построить по образцу нового Виленского вокзала», — писала газета «Минское слово» в марте 1910 года. Только осуществиться задуманному строительству было не суждено.

Первая мировая война, революции, оккупации привели к тому, что Брестский вокзал пришел в упадок, а в 1928-м прекратил свое функционирование. Виленский же, наоборот, был отреставрирован и набирал все большую популярность.

4_2-copy

Возле него появилось разворотное кольцо трамвая. К началу 1940-х здание вокзала вновь стало мало.

5-copy

5-1-copy

5-2-copy

В 1940 году оно было реконструировано по проекту архитектора И. Рочаника. При этом сохранили дореволюционные фундаменты и стены. Виленский вокзал, в отличие от Брестского, пережил Великую Отечественную и, восстановленный, проработал до 1991 года. Еще 10 лет ушло на то, чтобы на Привокзальной площади появилось привычное сегодня здание железнодорожного вокзала.

6-copy

6-2-copy

В новом виде его значение как места встречи еще больше увеличилось, все благодаря молодежи. В здании вокзала открылись развлекательные центры. Кто хотел, мог окунуться с головой в мир аркадных игровых автоматов: тут и стрельба по виртуальным пришельцам, и гонки, и драки. Проводились там даже любительские мини-соревнования по DDR (Dance Dance Revolution — серия танцевальных видеоигр). Чтобы никто не мешал, начинали их поздно вечером, а порой такое состязание растягивалось до утра. Можно было расслабиться, играя в бильярд, посидеть в барах и ресторанах. В общем, достаточно встретиться у вокзала, а внутри развлечение найдется.

Если 10 лет назад все пути вели в вокзал, то сегодня к услугам отдыхающих торговые центры, множество кафе и ресторанчиков не только на Привокзальной площади, но и в домах на улицах Кирова и Ленинградской.

Еще материалы рубрики:

МЕСТО ВСТРЕЧИ. Перекресток Независимости и Ленина

Комментарии к статье
Добавить комментарий