Развиваться равномерно, или О приоритетных направлениях региональной политики

30 Сен 2016 11:30 Комментариев нет
Минск с высоты птичьего полета

Автор:

Екатерина Дубинская
Блог автора

Зачем нужен нормативно-правовой акт, регулирующий региональную политику страны, почему в Беларуси не должно быть второстепенных регионов и начнут ли строиться города-спутники столицы.

Об этом корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал начальник управления региональной политики Администрации Президента Республики Беларусь Алексей Матюшко.

1o9a3724-copy

— Алексей Владимирович, какие цели и задачи ставит перед собой возглавляемое вами управление, и, уж позвольте личный вопрос, почему это управление доверено возглавить вам?

— Начну, пожалуй, с ответа на второй вопрос — я прошел определенную школу работы в аппарате правительства и, самое главное, работал в регионах — почти 7 лет в Витебской области и не так много, но достаточно для получения опыта — в Минской. То есть посмотрел, как работает экономика, в целом система государственного устройства, как работают кадры на местах… Скажу так: практические взгляды и навыки на развитие того или иного региона у меня сложились. И к предложению по усовершенствованию работы управления региональной политики я отнесся серьезно.

В чем эти предложения заключаются? Они, по сути, вытекают из самого Положения об управлении региональной политики, где четко прописаны наши задачи, цели и функции. Первое — это анализ выполнения поручений Президента, контроль за выполнением нормативно-правовых актов Главы государства с точки зрения эффективности и своевременности их реализации на территории той или иной области и в целом по стране. Второе — это, конечно же, участие в разработке и реализации основных направлений государственной региональной политики, анализ и прогнозирование политических, экономических и социальных процессов развития того или иного региона и, как итог, информирование Главы государства и руководство Администрации по этим вопросам. Третье — обеспечение взаимодействия руководства страны с руководителями органов местного управления и самоуправления, участие в подготовке визитов Главы государства в регионы. Четвертое — совместно с помощниками Президента Республики Беларусь — главными инспекторами по областям и городу Минску проведение анализа эффективности работы республиканских и местных органов власти в области региональной политики и многие другие вопросы. Город Минск — это тоже регион, и Минск — тоже объект региональной политики. И процессы, которые происходят, независимо от того, находятся ли там республиканские органы управления, коммунальные предприятия, иностранные представительства, — они находятся на территории региона.

Пока, к сожалению, в республике сегодня нет ни одного нормативно-правового акта, который определял бы, что такое региональная политика страны. Да, есть правительство, которое определяет свою зону ответственности. Для того же, чтобы определить развитие того или иного региона, надо посмотреть на ресурсы, на возможности, в целом проанализировать все и затем спрогнозировать будущее.

На пятом Всебелорусском народном собрании Президент определил четко: должно быть равномерное развитие регионов. Потому как если есть неравномерность развития, возникают миграционные процессы. Человек хочет жить там, где лучше, где ему будут платить выше заработную плату. Если мы говорим о регионе, который ниже определенного уровня развивается, естественно, будет убывание населения. Именно поэтому сегодня стоит задача сокращения межрегиональных различий — чтобы в каждом уголке нашей страны мог достойно жить каждый человек. И на одинаковом уровне получать те или иные виды услуг. Конечно, при разработке нормативно-правового акта хотелось бы вот эту сбалансированность видеть.

Какие сегодня проблемы? С учетом децентрализации того или иного региона усиливается роль и влияние на происходящие процессы председателя облисполкома и председателя Минского горисполкома. А зачастую видится разобщенность, причем именно в ответственности. Местные органы исполнительной власти, решая большое количество текущих вопросов, не могут всесторонне глубоко и прагматично оценить свой ресурсный потенциал и выработать стратегические направления его развития.

Пример. Приходит инвестор в область. Он хочет вложить определенные ресурсы. Хочет построить новое предприятие, производство. Мы готовы хоть сейчас заключить с ним инвестиционный договор и идти строить. Но затрагивает ли этот инвестиционный договор национальные отраслевые интересы нашей страны? Естественно, инвестор хочет вкладывать туда, где будут квалифицированная трудовая сила, хорошие сырьевые зоны, ресурсы и так далее. Конечно, большинство стремится в Минск, Минскую область. Потому что здесь больше возможностей. И тогда как насчет региональных интересов?

— Вот вы затронули тему неравномерного развития регионов, а я хочу спросить о вашем отношении к другой тенденции — передаче республиканских предприятий в коммунальную форму собственности.

— Это действительно тенденция. В каком состоянии эти «передаваемые» предприятия? Есть ли сегодня у них финансово-экономическая составляющая? Есть ли бизнес-план развития? Конечно, проще отдать предприятия в регион и сказать: «Ребята, занимайтесь!» А что дальше? Как там отрасль станкостроения, машиностроения и другие? Как предприятие будет развиваться? В регионе этого, естественно, не знают. Им отдали это предприятие с 300–400 людьми, а как его развивать — не подсказали. А наша задача, по моему глубокому убеждению, в том, что должен быть подготовлен нормативно-правовой акт, который все эти вещи — миграционные вопросы, политические, экономические, социальные, в целом развитие регионов — должен концептуально обобщать. И при разработке тех или иных региональных программ на местах должны учитывать всё. Сегодня такой концептуальный документ есть в Российской Федерации, есть в Казахстане.

У нас, замечу, тоже работа идет. В этом году научно-исследовательский институт при Министерстве экономики получил техническое задание и работает над этим вопросом. До конца года соответствующий научный труд должен быть подготовлен, а мы на его основании должны выйти на разработку нормативно-правового акта.

— Судя по всему, когда появится этот нормативно-правовой акт, у вашего управления будет одна из самых главных функций — координирующая…

— Главный координатор в плане развития экономики — это правительство, это его зона ответственности, это экономический штаб страны. И он должен быть разработчиком данного нормативно-правового акта, он должен двигать его, он должен «увязывать» регионы. Администрация Президента — орган государственного управления, который обеспечивает деятельность Главы государства и контроль за исполнением его решений. Главные задачи Администрации — обеспечение реализации Президентом Республики Беларусь полномочий в области государственной кадровой политики, идеологии, права, социально-экономической политики, внешней политики и другие… Если можно так выразиться, фильтр и контролер того, что вносят на рассмотрение правительство, другие государственные органы. Администрация — это центральный орган, который смотрит, под каким главным углом подходить к вопросу, проблеме. Что касается самого акта — это будет тот документ, с которым можно работать всем государственным органам, и они должны будут им руководствоваться.

— Несмотря на ваши слова в самом начале нашего разговора о том, что столица — это тоже регион, у Минска, согласитесь, все-таки особый статус… Мой вопрос о городах-спутниках: будут они строиться?

— Нет сомнений: указы и поручения Главы государства будут выполнены. И города-спутники будут активно строиться. Вопрос в том, что сегодня город и область должны найти точки соприкосновения, точки взаимодействия в разработке своих генеральных планов. То же строительство рядом со столицей торгово-логистических центров, еще какой-то инженерной инфраструктуры сегодня не увязывается с городом Минском. А средства в города-спутники на равнодолевых условиях должны направлять и Минск, и Минская область. Сегодня уже идет строительство в Смолевичах, Руденске, Заславле, а еще — Логойск, Фаниполь, Дзержинск… Пока все идет не в столь достаточном объеме, как прописано в Указе. Я уверен, что недавнее рассмотрение этого вопроса у Главы государства послужит огромным толчком к работе. Тем более руководство Администрации Президента провело огромную работу по анализу всех нормативных актов, по выстраиванию дальнейшего взаимодействия двух наших регионов — Минска и Минской области. Сегодня координатор всей работы — правительство, общая стратегия — вперед, без раскачки.

— Еще один актуальный вопрос — оптимизация численности государственных органов. Есть какая-то этапность в ее проведении?

— Президентом страны конкретно поставлена такая задача, если помните, на пятом Всебелорусском народном собрании. Сокращение на 50 % — это реальная цифра. Для этого надо четко определить статус государственного служащего, убрать несвойственные функции, определить его уровень дохода. Наивно думать, что госслужащий просто сидит в кабинете. На самом деле у него огромный объем работы — аналитика, прогнозирование, выработка предложений, принятие управленческих решений, общение с людьми, и самое главное — за те решения, которые принимает, он же должен нести ответственность. Оптимизацией и совершенствованием управленческой вертикали мы занимаемся уже сегодня.

Комментарии к статье
Добавить комментарий