Эпоха винила в одной коллекции, или Как минчанин за 16 лет собрал 50 тыс. пластинок

04 Окт 2016 13:20 Комментариев нет
img_3705-copy

Автор:

Ольга Поклонская
Блог автора

В гостях у минчанина Александра Нилова, который собрал около 50 тыс. виниловых пластинок, побывала корреспондент агентства «Минск-Новости».

Коллекционировать виниловые пластинки журналист и киносценарист Александр Нилов начал в 2000 году. Специально для экспонатов отведено несколько отдельных помещений. Есть в собрании и штучные экземпляры.

— В те годы многие просто выбрасывали их за ненадобностью на помойку, — рассказывает Александр Нилов. — Смотреть на это было больно. Я ощутил острую ностальгию по уходящей эпохе. И тогда меня впервые посетила мысль о том, чтобы их собирать. Только на Апрелевском заводе грампластинок в Московской области, когда он закрывался, я приобрел около 10 тыс. новых экземпляров, готовившихся к утилизации. И по сей день в какой бы город ни занесло, везде посещаю блошиные рынки, развалы, иногда нахожу уникальные экземпляры. Я не просто коллекционирую пластинки, но и занимаюсь исследовательской работой. В отличие от Запада, где выпущенный винил в основном каталогизирован, в Советском Союзе его учета нигде не велось. Между тем только на советских пластинках указывались тиражи и номер заказа, и уже это дает достаточно информации для систематизации этого продукта ушедшей эпохи. Сегодня мне интересно не столько слушать пластинки, сколько рассматривать их как артефакты и изучать ту информацию, которая размещена на конвертах, различных вкладышах — плакатах, буклетах, стикерах, а также на этикетках самих дисков.

img_3725-copy

Когда у Александра Нилова скопилось около 500 пластинок «Песняров», он попытался систематизировать дискографию этого коллектива. Для примера: у коллекционера есть второй альбом прославленного ансамбля, на этикетке которого с одной стороны указано «Стерео», а на другой — «Моно». Первый их альбом выходил в двух вариантах — моно и стерео. Можно предположить, что изначально планировалось выпустить и второй альбом в моно-варианте и для него уже отпечатали этикетки. Видимо, потом по какой-то причине от этой идеи отказались и выпустили стереодиск, но этикетки  для моно (возможно, по ошибке) использовали. Это повышает ценность экземпляра! Чтобы прояснить эту историю, Александр беседовал с несколькими музыкантами из «Песняров», но те ничего не смогли сказать по этому поводу. Кто знает, может, единственная в мире такая пластинка — у Александра Нилова?

— Ценность пластинок определяется популярностью записанного на ней материала, тиражом (чем он меньше, тем цена выше), какими-то отличительными особенностями (например, посвящением конкретному событию), состоянием (90 % всего винила, увы, низкого качества), — поясняет собеседник. — Кроме того, на пластинках есть так называемый сгон — промежуток между бороздками и этикеткой, и там указан номер матрицы, с которой был отпечатан данный диск. По этим цифрам можно определить степень «оригинальности» пластинки, что также очередь влияет на ее стоимость. Редкими считаются те, которые напечатаны в первой сотне экземпляров, поскольку на них более качественный звук. Не менее важны для собирателей и конверты — тоже своего рода произведение искусства. Более интересны по дизайну обычно те, в которых выпускались первые тиражи. Есть пластинки настолько редкие и уникальные, что стоят, как дорогой автомобиль. Скажем, вышла пластинка The Beatles и в названии на ее этикетке обнаружили ошибку. Тираж приказали уничтожить, но случилось так, что несколько экземпляров уцелели и разными путями попали к коллекционерам. Сегодня такие артефакты стоят целое состояние. Хотя вопрос о цене сложный и не всегда корректный. Пример тех же The Beatles. Диск ливерпульской группы The Quarrymen, созданной Джоном Ленноном и через несколько лет превратившейся в The Beatles, был записан в единственном экземпляре! Им сейчас владеет Пол Маккартни. Специалисты оцениваются пластинку в 200 тыс. фунтов. Но как можно говорить о стоимости вещи, если она недоступна? Дело другое, если бы он выставил ее на аукцион… Не сомневаюсь, богатые коллекционеры могли бы дать за нее в 10 раз больше.

Недавно Александр Нилов познакомился с прославленным белорусским спортсменом Леонидом Гейштором, у которого хранились две пластинки, подаренные ему как чемпиону Олимпийских игр в Риме в 1960 году. На одной стороне диска был записан гимн Олимпийских игр, а на другой — неаполитанская песенка. На самой пластинке разместили рекламу кока-колы. Как-то ветеран предоставил один из дисков на выставку, посвященную истории спорта, а он там пропал. И неудивительно: такой раритет можно продать знатокам и выручить за него очень солидную сумму.

— А вот пластинка украинской фольклорной группы «Кобза» «Banned In The USSR» («Запрещенные в СССР»), — рассказывает Александр. — Ее выпустила ассоциация украинских студентов в Канаде. Но записи на ней сделаны с первого альбома коллектива, который вполне легально вышел в фирме звукозаписи «Мелодия». То есть это такая фальсификация, когда желаемое выдают за действительное, бессовестно перевирая факты. Я нигде не нашел упоминаний об истории выпуска этого диска, полагаю, до наших дней дожили считанные экземпляры.

img_3808-copy

Или пластинка Александра Галича «A whispered cry». Sung in russian by Alexander Galitch. («Крик шепотом»). Она записана в 1974 году в Норвегии, куда поэт эмигрировал из СССР и где жил, прежде чем перебраться в Париж. Это единственное прижизненное студийное издание Галича на виниле.

img_3781-copy

В поисках нужных экземпляров к Александру Нилову обращаются коллекционеры со всего мира. По его словам, особенно активно интересуются сейчас русской и советской классикой, записанной на виниле, граждане Китая.

Коллекционирование — крайне увлекательный процесс, по мнению Александра. Сколько интересных людей, неожиданных открытий ждет каждого на этом пути! Лично мне было любопытно увидеть в коллекции Александра Нилова пластинки «на костях», или «музыку на ребрах». Так называли в 50-е годы прошлого века самодельные диски, выполненные на рентгеновских снимках. С помощью специальных устройств на «отходы» деятельности рентгенологов копировались записи с привезенных из-за рубежа альбомов. Это считалось незаконным, за это могли наказать.

img_3702-copy

На прощанье Александр поставил на проигрыватель одну из таких пластинок «на костях» с песней «Огненный поцелуй», впервые исполненной Джорджией Гибс в 1952 году. Этот хит стал всемирно известным уже после того, как его спел бессмертный Луи Армстронг. Качество звука, конечно, оказалось небезупречным. Но вместе с музыкой в комнату вошло прошлое, вошло и подчинило себе.

img_3748-copy

Фото Тамары Хамицевич

 

Комментарии к статье
Добавить комментарий