СТОЛИЦЫ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО. Палитра души Надежды Рубчени

05 Окт 2016 09:40 Комментариев нет
20160930-lk2a7936-2-copy

Автор:

Алеся Загорская
Блог автора

Агентство «Минск-Новости» совместно с Минской городской организацией ОО «Белорусский союз женщин» в третьем цикле проекта рассказывает о красивых и успешных женщинах, которыми гордится столица.

О познании мира через живопись, языке детского рисунка и вирусе XXI века шел разговор с руководителем Народного клуба юных художников Центра дополнительного образования детей и молодежи «Ветразь» Надеждой Рубченей.

Многие жители Курасовщины хорошо знают ее в лицо. По дороге в клуб педагогу не удавалось пройти и десяти метров, чтобы не ответить на чьи-либо приветствия. Здоровались дедушки и бабушки, родители учеников, ее воспитанники. Еще бы! Народным клубом юных художников, в котором выросли сотни девчонок и мальчишек, Надежда Рубченя руководит более 20 лет.

Изостудия располагается на первом этаже жилого дома в обычной трехкомнатной квартире. Причудливые птицы, веселые клоуны, голубые лошади… Создается впечатление, что попадаешь в необычную страну — мир детских фантазий, в котором ребята приобщаются к живописи, учатся замечать и любить прекрасное.

Атмосфера проникнута творчеством и душевным теплом, оттого почти осязаемым становится чувство, что клуб для ее хозяйки — это не просто работа, а важная часть жизни, палитра ее души.

У истоков Народного клуба юных художников стоял выпускник Белорусской государственной академии искусств, член Союза художников Беларуси Николай Шуляковский. В 1994 году при заводе «Интеграл» работал кружок «Крынiчка», который впоследствии стал именоваться народным клубом по месту жительства центра «Ветразь» (сейчас Центр дополнительного образования детей и молодежи). Чуть позже он разместился в помещении бывшей пионерской комнаты на улице Корженевского.

20160930-lk2a7878-2-copy

Среди воспитанников Николая Шуляковского была и дочь Надежды Рубчени Виктория. Она убедила маму познакомиться с педагогом и привела ее в студию.

— Как только переступила порог клуба, поняла, что это мое, — рассказывает собеседница. — К живописи всегда была неравнодушна, недаром окончила Белорусский государственный университет культуры и искусств. Оставила работу в научно-техническом отделе «Интеграла», стала вести занятия по рисованию в изостудии.

С большой благодарностью педагог вспоминает о своем наставнике Николае Шуляковском, ушедшем из жизни в 1997 году. Признается, что мастер многому ее научил: работать с детьми, фотографировать, организовывать выставки, а главное — любить и чувствовать живопись.

Сейчас в изостудии, обучение в которой бесплатное, занимаются около 60 школьников. В клубе по месту жительства девчонки и мальчишки знакомятся с живописью, различными видами декоративно-прикладного творчества, узнают себя и окружающий мир.

— Изобразительное искусство — базовый вид творчества, способ познания мира, — считает педагог. — В 2–3-летнем возрасте рисуют практически все дети, но развить свои способности удается далеко не каждому.

По словам Надежды Тихоновны, первыми изменения в работах учеников замечают родители. Признаются, что и не подозревали о склонности ребенка к живописи.

— Маленькие дети запечатлевают на бумаге то, что видят, что важно для них, — делится наблюдениями педагог. — Изображая человека, рисуют голову, туловище, руки, ноги. Мелкие детали — нос, пальцы, шею — рассмотреть не могут, поэтому на рисунках малышей их чаще всего нет.

20160930-lk2a7895-2-copy

Работы воспитанников могут многое рассказать об их авторах. К примеру, преобладание желтого и фиолетового говорит о здоровом оптимизме в душе ребенка, красного — о быстрой возбудимости. Синий цвет показывает, что малыш скучает или сосредоточен на своих проблемах, зеленый — что ищет покой. Серый не характерен для детского рисунка, это цвет безразличия. Черный и коричневый символизируют внутренний дискомфорт.

— Большие распахнутые глаза на бумаге выражают тревогу, просьбу о помощи, — расшифровывает язык детского рисунка педагог. — Шея олицетворяет связь ума и тела: чем она длиннее, тем сложнее школьнику контролировать эмоции. Большое значение имеют руки: если они на рисунке огромные, ребенку не хватает любви. Одна воспитанница, к примеру, всегда изображала большущие руки у героев. Как выяснилось позднее, девочка долго болела, с ней сидела бабушка и ребенку недоставало ласки и тепла. Чаще же всего работы детей яркие, радужные, наполненные светом и добром.

Со временем детский рисунок меняется. Юный художник учится прорисовывать детали, заполнять лист. С каждым педагог работает индивидуально: объясняет, что такое композиция, показывает, как рисовать гуашью или акварелью, учит смешивать краски.

Надежда Тихоновна считает, что школьникам нужно меньше демонстрировать готовые работы — часто они их срисовывают. Картинами известных художников хорошо любоваться в музее, а в личные творения вкладывать индивидуальность.

— Дети должны читать, — убеждена педагог. — Чтение развивает образное мышление и фантазию, формирует отношение ребенка к окружающему миру.

В клубе юных художников ученики не только рисуют, но и делают набивной гобелен, аппликации из ткани и бумаги, занимаются вытинанкой, батиком, росписью по левкасу и папье-маше.

В дни летних каникул на базе студии работает лагерь. К Надежде Тихоновне приходят рисовать ребята, которые остаются в городе. Они посещают музеи, ходят на пленэры, запечатлевают красивейшие места Курасовщины — «Белую дачу», «Солнечную долину» и другие.

Жизнь современных детей связана с развитием информационных технологий: мобильные телефоны, планшеты, компьютеры, Интернет. По мнению педагога, такие блага цивилизация не всегда приносят пользу юным умам.

— Безусловно, телефоны и компьютеры нужны, — считает она. — Но все хорошо в разумных пределах. Дети, к примеру, не раз лишались мобильников во время занятий: то в воду роняли на пленэре, то на дороге теряли. Как они потом переживали! Боялись, что мама накажет. Зачем школьникам дорогие гаджеты? Они не заработали на них! Сами того не замечая, мамы и папы балуют детей и формируют потребительское отношение к себе.

20160930-lk2a7911-2-copy

Надежда Рубченя полагает, что увлечение подростков персонажами модных мультфильмов и компьютерных игр приводит к тому, что ребята теряют собственный стиль.

— Это настоящий вирус XXI века, — вздыхает она. — Огромные головы и глаза, непропорциональное туловище — дети рисуют мультяшек, будто под копирку, а отразить внутренний мир не могут. К сожалению, очень часто на дорогой телефон или игрушки-монстры родителям денег не жалко, а вот на умных интеллигентных изданиях, таких как детский журнал «Качели», они предпочитают экономить. На мой взгляд, совершенно неразумный подход.

Воспитанники Народного клуба юных художников — постоянные участники международных, республиканских и городских конкурсов. Так, к 90-летию со времени выхода в свет поэмы Якуба Коласа «Сымон-музыка» ребята создали цикл рисунков по мотивам произведений белорусского Песняра.

— Вникли в тему и сделали прекрасные работы, — говорит педагог. — На республиканском конкурсе заняли призовое место.

По словам Надежды Рубчени, хороший рисунок всегда отличается характером, настроением. Не так важны пропорции, как образ и эмоции, которые хотел передать автор.

— Детям нравится рисовать животных: котов, собак, лошадей, — продолжает она. — Часто рисуют Минск: Национальную библиотеку, Красный костел, «Белую дачу». Работы с изображением последнего сооружения не раз занимали призовые места в различных конкурсах и украшали городскую ратушу.

— В обычном представлении трава зеленая, небо синее, а дома серые, — улыбается художник. — Но присмотритесь внимательнее — это не так. И трава, и небо, и дома имеют тончайшие оттенки.

Педагог убеждена: живопись нужно чувствовать душой. Рисовать не глаза, а взгляд, передавать эмоции.

Надежда Рубченя и сама пишет пейзажи. Она постоянная участница Международного конкурса живописи и графики «На своей земле».

Признается, что после занятий нередко задерживается допоздна — обновляет экспозиции, расставляет новые работы, готовит детские рисунки к выставкам.

— Благо живу недалеко, — улыбается она. — На небольшом пятачке в районе площади Казинца и сосредоточена моя жизнь.

Фото Елизаветы Добрицкой

Еще материалы рубрики:
СТОЛИЦЫ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО. Успешный руководитель и счастливая мама
СТОЛИЦЫ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО. К дорогам — с любовью
СТОЛИЦЫ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО. Руководитель «Магии света» Людмила Танина
СТОЛИЦЫ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО. Директор Центра допобразования «Маяк» Елена Михайлиди: цените что имеете
СТОЛИЦЫ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО. Музейный роман Галины Ладисовой
Комментарии к статье
Добавить комментарий