Директор метро о том, чем живет и как будет развиваться столичная подземка

06 Окт 2016 14:34 Комментариев нет
img_5555-sotnikov-copy

Автор:

Константин Белоус

О зонах досмотра, обновлении парка подвижного состава и несчастных случаях в метро корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал директор ГП «Минский метрополитен» Владимир Сотников.

— Владимир Трофимович, по итогам 2011–2015 годов предприятие признано победителем среди организаций транспорта Беларуси и занесено на Республиканскую доску Почета. За какие заслуги такая оценка?

— Приятно, что работа 5-тысячного коллектива получила столь высокую оценку, к тому же он удостоился этого отличия впервые в своей истории. Что ему способствовало? Современный метрополитен — это сложный транспортный комплекс, в котором в эксплуатации находятся две линии с 29 станциями, почти 40 километров главного пути, современные средства автоматики, телеуправления и телемеханики, системы жизнеобеспечения, десятки сложных машин и механизмов. За 32 года эксплуатации пассажиропоток вырос более чем в 4 раза. Удельный вес метро в перевозке пассажиров общественным транспортом составляет, по данным на 2015 год, почти 40 %.

— В последнее время прослеживается тенденция снижения пассажиропотока? С чем это связано?

— За первое полугодие перевезено 147,3 млн человек, что на 3,4 % меньше, чем за аналогичный период 2015-го. Ежедневно услугами подземки пользовались более 810 тыс. пассажиров (в первом полугодии 2015-го — 858 тыс.). Основная причина уменьшения пассажиропотока — стало больше личных автомобилей у минчан.

Какие меры были предприняты на предприятии в свете Указа Президента № 78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь»?

— Одна из действенных мер по оптимизации работы метро — изменение графика движения поездов в определенные часы, или, более доходчиво, увеличение интервала движения в межпиковое время. Это позволяет экономить значительные объемы электроэнергии. За счет увеличения интервала движения, составленного с учетом пассажиропотока, только за апрель — июнь сэкономлено около миллиарда неденоминированных рублей, а к концу года ожидаем более 4 млрд. Экономия топливно-энергетических ресурсов проводится и по другим направлениям разработанной программы. На внедрение включенных в нее технических мероприятий в 2016-м планируется израсходовать более 5 млрд рублей. Годовой эффект от их внедрения составит 1 млрд 700 млн неденоминированных руб. Затраты со временем окупятся с лихвой.

— Сколько станций подземки оборудовано досмотровыми зонами, в какой мере они результативны?

— На 29 станциях действует 51 зона, оснащенные рентгенографическими сканерами, рамками для обнаружения металлических предметов, системами аудиофиксации и видеонаблюдения. Применяются и портативные газоанализаторы паров взрывчатых веществ, и переносные устройства локализации взрыва типа «Фонтан». Большинство пассажиров с пониманием отнеслись к таким мерам безопасности, но есть и сомневающиеся, называющие их чрезмерными и неоправданной тратой средств. Только в первом полугодии службой безопасности выявлено около 2 тыс. запрещенных к перевозке предметов: газовое, пневматическое, травматическое оружие, перевозимое с нарушениями законодательства, различные ножи и кастеты, газовые баллоны, петарды, боеприпасы. Некоторые пассажиры пытаются провезти в ручной клади сувенирное и страйкбольное оружие и снаряжение, внешне похожее на боевое, патроны-амулеты. В зависимости от степени опасности, запрещенные к перевозке предметы либо изымаются с передачей в органы внутренних дел для проверки, либо не пропускаются к перевозке. Эта служба также обеспечивает общественную безопасность на объектах метро. За I полугодие ее работники обнаружили и оперативно среагировали на 60 бесхозных и подозрительных предметов, выявили и не допустили к проезду около 50 тыс. пассажиров в состоянии алкогольного опьянения.

— Какие зоны метро уже оснащены видеокамерами, какие системы безопасности намечено внедрить в ближайшем будущем?

— Система видеонаблюдения постоянно совершенствуется. Уже реализован проект по ее внедрению на входных-выходных зонах вестибюлей станций и в подземных пешеходных переходах с передачей видеоинформации в ГУВД Мингорисполкома (более 780 камер). Обеспечено устойчивое функционирование системы видеонаблюдения На станциях уже функционируют более 2 000 видеокамер, введена в эксплуатацию система видеоохранного наблюдения периметра электродепо «Московское» и Могилевское (155 камер). В перспективе изображение со всех камер будет передаваться в ситуационный центр, оборудование которого уже проходит тестовое испытание. Видеокамерами уже оснащены 70 вагонов (24 состава). Также продолжится их оснащение светодиодным табло «бегущая строка», которые дублируют все сообщения вагонного речевого информатора. Особенно это важно для слабослышащих пассажиров. До конца года светодиодное табло появится в 24 составах. Отмечу также, что изначально планировалось оборудовать платформы станций новой линии метро защитными экранами. Однако, установка этого сложного и дорогостоящего оборудования пока остается под вопросом. Сейчас мы изучаем опыт его эксплуатации в Москве и Санкт-Петербурге.

— О чем свидетельствует статистика несчастных случаев в подземке?

— Анализ за январь — август 2016 года показал, что главная причина абсолютного большинства происшествий с пассажирами (кроме случаев резкого ухудшения здоровья) — по-прежнему личная неосторожность, причем в так называемых узких местах: эскалаторах, лестничных маршах, входных группах, на платформе. Прилагаем большие усилия по минимизации происшествий, проводим разъяснительную работу по соблюдению личной безопасности, требований Правил перевозок. В вестибюлях станций, в подвижном составе на платформах размещаем памятки по соблюдению требований безопасности, постоянно транслируются соответствующие объявления по громкоговорящей связи, как на станциях, так и в вагонах, используются рекламно-информационные мониторы. И эта работа приносит свои плоды: число несчастных случаев неуклонно снижается.

— Какой средний возраст подвижного состава, сколько лет он должен эксплуатироваться и каковы перспективы его обновления?

— Приписной парк составляет 361 вагон, первые из них изготовлены в 1983 году, а самые новые — в 2014-м. Средний возраст около 16 лет. Срок эксплуатации вагона рассчитан на 31 год. Но в электродепо налажены все виды их ремонта, включая капитальный, что позволяет существенно увеличить срок их работы. Так, в прошлом году 60 вагонам была продлена эксплуатация на 5 лет. В 2017 году планируем продлить срок эксплуатации еще 8 вагонов. Но продолжаться это бесконечно не может, поэтому в 2020-м планируем начать серьезное обновление парка подвижного состава.

— Первая линия метро эксплуатируется свыше 30 лет, какие ее станции уже нуждаются в ремонте?

— К примеру, срок службы обделок подземных сооружений (в тоннелях) рассчитан не менее чем на 100 лет. Если следить за их состоянием и вовремя нейтрализовывать негативные проявления, то метро, фигурально выражаясь, вечно. В ремонте нуждается часть эскалаторов, его мы пока проводим без закрытия станций. Срок службы этого оборудования 50 лет. На станциях регулярно проводятся косметические работы: меняют рельсы, сложные системы, устаревшую аппаратуру, входные группы дверей.

— На станции «Площадь Ленина» тестируется новая модель турникета для третьей лини подземки. Чем она отличается от уже функционирующего оборудования?

— Это устройство изготовлено специалистами столичного НИИ «ЭВМ» и отличается современным дизайном и совершенно новой схемотехникой. У нового турникета более плавные изгибы и скругленные углы, что менее травмоопасно. У него улучшена видимость световых индикаторов, привод не электромагнитный, а бесколлекторный с микропроцессорным управлением створками. Их закрытие можно регулировать и делать более бережным. При этом сам шторный механизм с поперечной створкой останется неизменным. Именно такой механизм характеризуется более надежным перекрытием прохода, а также лучшей вандалоустойчивостью. В новом турникете два режима управления. Первый — постоянно закрытые створки, применяется во многих метрополитенах Европы. Второй, используемый в Минске, — постоянно открытые створки, что обеспечивает большую пропускную способность. Новое устройство будет принимать жетоны, карточки метро и карты на все виды транспорта, введенные с 2014 года. Кроме того, память 32-разрядного микроконтроллера в 4 раза больше прежнего, что предполагает введение в перспективе новой билетной продукции.

Комментарии к статье
Добавить комментарий