Граффити: искусство и вандализм

06 Окт 2016 16:18 Комментариев нет

Автор:

Михаил Михайлов
Блог автора

Шесть лет назад (как вчера было) городские газеты, стараниями автора этих строк, размышляли над серьезной для нашего города проблемой: как обуздать вандалов, что размалевывают стены и другие поверхности гадкими черными каракулями. Власти столицы уж и к совести подрастающего поколения взывали, и милицию в помощь звали, и стены под приличные, художественно выдержанные картины подыскивали… Грандиозного успеха, прямо скажем, достичь не удалось, но волну такого вандализма сбили. И соответственно ущерб, который в немалых суммах исчислялся, снизили.

А теперь мы уже легко произносим слова мурал, урбан-арт, и даже – инсталляция. Некоторые того больше: готовы объяснить их значение. Да что там! Фестивали проводим, лучшие стенки лучшим зарубежным художникам отдаем. Вон на доме, где «1000 мелочей», какую чудную сову теперь имеем.

А девушка в вышиванке, неподалеку от Университета культуры? И там же космонавт. Или инопланетянин? Ну это не так уж важно. А капюшон со свечкой? Впрочем, с последним произведением не все гладко вышло. Как-то многим оно не очень глянулось. Девушки, идучи вечером мимо, вздрагивали, старушки и сейчас крестятся. Споры картина вызвала. И даже решительные протесты.

Но признаемся сами себе: всё это художество, в общем и целом, пришлось нам по душе. Что-то новое, интересное, свеженькое нарисовалось (вот даже скаламбурил случайно) в нашем городе. Из мрачноватой, хоть и с историей, улицы Октябрьской вдруг, всего за два года, образовалось любопытное городское пространство. И художники граффити там хорошенько руку приложили. Там у нас теперь целый фестиваль Vulica Brasil не впервой проходит. И всем нравится. И райтерам (так хороших мастеров граффити называют, потому что есть еще и плохие), и прохожим. И власти города благосклонно на все это смотрят: молодежь не озорует, творчеством занята, вот и ладно.

Совсем недавно там как раз новые работы настенные презентовали публике. С танцами, барабанами и прочими радостными возгласами. Потому что Vulica то Brasil, и художники из тех мест. И все было хорошо. А на утро следующего дня, глядь, поверх симпатичного — гнусная пачкотня. Бомберы (вот мы и добрались до плохих, от которых житья нет) постарались. Так сказать, выразили отношение, обозначили присутствие.

Я как ни пытаюсь, не могу уразуметь: в честь чего, зачем и почему они это делают. Возможностей для самовыражения у нас навалом. Бери хоть баллончик, хоть гуашь с акварелью, да хоть пластилин и твори-ваяй. Но видно что-то темное, пещерное из нутра наружу рвется. Мне говорят, это у подростков модное такое увлечение. Так ведь мода – это когда все видят и взглядом провожают: в отутюженных ли брюках юноша идет, гладко причёсанный иль в рванине с ирокезом на голове. Бомберы же втихую малюют, под покровом ночной тьмы. Так что вслед никто не обернется. Разве что милицейский патруль на радость службам ЖКХ первым оценит исполнительское мастерство.

Психологи, у которых по любому случаю принято нынче консультироваться, говорят, что в каракулях на стене просматривается одиночество, внутренняя боль, некий надрыв. Мне же думается, так всегда было и, вероятно, будет: одни создают, другие рушат, у одних песня в душе, у других – металлом по стеклу.

И вывод напрашивается простой: первым даем дорогу, вторых – хватаем за руку. Только так и сделаем наш город краше.

 

Комментарии к статье
Добавить комментарий