Учиться учить: директор гимназии о системе образования, учителях и детях

16 Окт 2016 08:50 Комментариев нет
1o9a8006-copy

Автор:

Юлия Бурдо

Директор гимназии № 24 рассказала корреспонденту агентства «Минск-Новости», из чего складывается зарплата педагога и почему в этой профессии остаются лишь избранные.

— Татьяна Викторовна, какие важные события в системе образования, повлиявшие на жизнь и труд учителей, произошли за последние несколько лет?

— Министерством образования Беларуси определен четкий перечень тех документов, которые необходимо заполнять различным педагогическим работникам школы. Стало понятно, какие бумаги можно требовать, а какие нет, скажем, от классного руководителя или учителя-предметника. Это действительно значительно сократило объем документации, заполняемой педагогами. Хорошую помощь учителям оказывают учебно-методические пособия, подготовленные Национальным институтом образования. Наставники с удовольствием используют в своей деятельности разработки поурочных планов, годовое календарно-тематическое планирование учебного материала.

— Какие проблемы, по вашему мнению, сегодня тревожат учителей?

— В обществе сложилось мнение, что учитель недостаточно загружен: проводит в день несколько уроков, а после полностью свободен. Но ведь на самом деле труд педагога не ограничивается часами в классе. Качественный урок в наше время невозможно провести без тщательного обдумывания и проработки каждого его элемента, это требует напряженной работы с учебно-методической литературой, электронными средствами обучения. Учителю нужно проверить тетради учащихся, самостоятельные и контрольные работы, подготовить воспитательные мероприятия. По субботам — различные социокультурные мероприятия. Сегодня в школе остаются только те, кто действительно любит свою профессию и предан ей всей душой.

— Можно ли в школе получать достойную зарплату и что для этого необходимо?

— Заработная плата учителя прежде всего зависит от его учебной нагрузки, стажа работы и категории, достигнутых результатов, участия в научно-методической и исследовательской работе. Администрация учреждений образования всегда старается поощрить тех, кто не жалеет времени и сил в работе с детьми. Дополнительный доход могут приносить платные образовательные услуги, оказываемые по запросам законных представителей учащихся. Ежегодно творчески работающие учителя, достигшие высоких показателей, подготовившие победителей международных и республиканских олимпиад, конкурсов исследовательских работ, поощряются премиями специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, Минского городского исполнительного комитета. Это создает стимулы для повышения результативности работы педагогов. Эффективно работающий учитель не останется незамеченным, а его труд будет вознагражден материально.

— Недавно на уровне правительства было принято решение, в соответствии с которым учитель может улучшить свое материальное благосостояние, активнее включаясь во внебюджетную деятельность школы. Насколько, на ваш взгляд, эта мера будет способствовать росту зарплат педагогов?

— Этого решения действительно давно ожидала педагогическая общественность. Теперь, оказывая платные образовательные услуги по запросам родителей школьников, учитель будет получать надбавку в соответствии со своей квалификационной категорией, что существенным образом скажется на оплате его труда. Поэтому наиболее опытные учителя высшей и первой категорий будут заинтересованы в оказании подобных услуг, что создаст здоровую конкуренцию репетиторам.

— Как у учителей, которые работают на полторы-две ставки, преподают в кружках и, по сути, проводят в школе дни напролет, хватает времени на собственную семью?

— Человек привыкает к таким интенсивным будням, учится ценить каждую минуту свободного времени. Это стиль и образ жизни учителя. Не зря же говорят, что наставниками не становятся — ими рождаются. К такому ритму нужно быть готовым. Конечно, семья является опорой.

— Что вы считаете ценностями в образовании?

— Прежде всего — личность ребенка. Для нас, педагогов, важно, чтобы ученик вышел из школы самоопределившимся в профессии. Конечно, гимназия гордится тем, что все наши выпускники поступают в вузы. Но все же более ценно приобретение в стенах учреждения важных человеческих качеств. Мы хотим, чтобы ребята становились патриотами страны, несли ответственность за свои поступки и слова, могли реализоваться в жизни.

— Как вам удается объединить учителей в коллектив единомышленников?

— Во-первых, я убеждена, что педагогов всегда объединяет наличие общей цели, программы деятельности. Важно четко и аргументированно объяснить задачи, стоящие пред коллективом, найти точную мотивацию, показать перспективы движения вперед и обосновать каждый этап. Во-вторых, сплочению учителей способствуют традиции. Знакомство с коллективом и его обычаями, традициями, культурой — одно из самых важных событий в первые рабочие недели молодого специалиста. С большим удовольствием и искренней заинтересованностью учителя совершают поездки выходного дня по историческим и памятным местам Беларуси. Всегда получают положительные эмоциональные отклики вечера художественного творчества педагогов, конкурсы кулинарного мастерства. С особой душевностью проходит чествование в коллективе юбиляров: предусмотрены выпуск праздничной газеты, торжественное поздравление, материальные выплаты. Когда каждому педагогу уделяют внимание, это, безусловно, содействует созданию в коллективе комфортного психологического климата, сплочению, раскрытию не только профессиональных, но и личностных интересов и талантов.

— Какие педагоги могут претендовать на вакантное место в вашей гимназии и существует ли среди них конкуренция?

— Попасть в наш коллектив может любой учитель. У нас молодость и опыт идут рядом. На педагогическую практику приходят студенты Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка, Белорусского государственного университета, Минского государственного лингвистического университета. Мы присматриваемся к пятикурсникам, некоторым предлагаем остаться в нашем коллективе после окончания вуза. Но и среди опытных педагогов есть конкуренция. Ученик всегда поделится мнением о новом наставнике с родителями и сверстниками. По моему убеждению, независимо от стажа и профессиональных достижений, учитель должен искренне любить детей и свою работу, стремиться расти в профессиональном и личностном плане, быть восприимчивым к современным тенденциям в образовании, уметь работать в команде. В педагогике не задерживаются люди безразличные, равнодушные к своему делу.

— Чьи проблемы вы ставите на первое место — учителей или учеников?

— Если происходит конфликтная ситуация, недопонимание, я прежде всего отталкиваюсь от позиции ребенка. Для родителей дети — самое дорогое и святое. И мы должны так же к ним относиться. Бывает, что ученик неправ. Но мы, взрослые, нужны для того, чтобы помочь ему разобраться в проблеме, объяснить, в чем он оступился. Дети имеют право на ошибку, а мы — нет.

— У школьников много свободного времени?

— Оно появляется, если четко и правильно организован режим дня. Гимназисты, например, после занятий посещают музыкальные и спортивные школы, объединения по интересам. И до вечера у них все спланировано! С раннего детства они учатся ценить каждую свободную минуту. Когда ребенок увлечен каким-то хобби, общается с одноклассниками после уроков, с родителями, у него остается меньше времени для вредных привычек и опасных соблазнов.

— На августовском педагогическом форуме говорили о необходимости создания городского родительского комитета. Если бы такое объединение мам и пап состоялось, какую тему необходимо было бы прежде всего вынести на обсуждение?

— Наверное, тему здоровья ребенка и соответствующего образа жизни. Уже в первый класс приходят дети, которые имеют подготовительную группу здоровья, им рекомендована лечебная физкультура и прочее. На таком собрании было бы правильно обсуждать и воспитательные аспекты: профилактику суицидального поведения, правила безопасного поведения в социальных сетях и многое другое.

— Как руководитель гимназии, вы видите учительский труд насквозь. Что хотели бы пожелать коллегам?

— Терпения и сил, желания творить и не останавливаться на достигнутом. Впереди новые высоты, и их нужно обязательно преодолевать, стараться идти в ногу со временем. И семейного счастья! Без такого надежного тыла невозможно быть успешным в работе.

 

Комментарии к статье
Добавить комментарий