Валерий Шкуратов: общественному транспорту нужен приоритет на дорогах

21 Окт 2016 10:40 Комментариев нет
img_3708_1-copy

Автор:

Магда Крепак
Блог автора

Десять лет назад было создано ГУ «Столичный транспорт и связь». О том, какие задачи были актуальными для транспортников в то время и какие проблемы наиболее остро стоят сейчас, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал директор учреждения Валерий Шкуратов.

— Зачем в 2006-м городу понадобилась еще одна транспортная организация? Ведь незадолго до создания ГУ «СТС» в столице появилось огромное предприятие «Минсктранс».

— Да, его создали в 2003-м путем слияния УП «Минскгорэлектротранс», УП «Минскпассажиравтотранс», УП «Минский метрополитен» и управления транспорта и связи Мингорисполкома. Но «Минсктранс» осуществлял тогда несколько взаимоисключающих функций: формировал заказ на транспортную работу, сам ее выполнял и контролировал свою же деятельность, что противоречило законодательству. Представитель заказчика и перевозчик не должны быть в одной структуре. Кроме этого, в то время не существовало организации, координирующей деятельность маршруток и обычных такси. Чтобы направить эти процессы в нормативное русло, Мингорисполком принял решение наделить наше учреждение функциями управления и контроля в области пассажирских перевозок в Минске и пригородной зоне.

— Проблемы, которыми ГУ «СТС» пришлось заниматься в начале пути, отличались от нынешних?

— В числе самых сложных задач, которые довелось решать в начале нашей деятельности, были разработка паспортов существовавших маршрутов (этого требовало законодательство) и упорядочение работы маршрутных такси. Два года ушло на паспортизацию. Без этих документов маршруты не должны были существовать: в них прописываются все нюансы, от остановочных пунктов и объемов перевозок до графика движения и особенностей трассы.

Что касается маршруток, то многие из них в прошлом десятилетии работали нелегально. Сегодня все перевозчики имеют лицензии и договоры с оператором (то есть с нашим учреждением), стараются придерживаться расписания. По статистике, это удается на 90 %. Право на обслуживание маршрутов предоставляется по итогам конкурсов, которые проводятся в ГУ «СТС». Сейчас перевозки в столице и пригороде осуществляют коммерческие автобусы не старше 10 лет и более вместительные, чем прежде. А с 2015-го в Минске действует автоматизированная система диспетчерского управления маршрутными такси, которая позволяет нашим сотрудникам отслеживать их работу. С нынешнего года запустили и систему информирования пассажиров о движении маршруток в режиме реального времени.

Несколько лет назад наши специалисты подготовили проект решения Мингорисполкома, в соответствии с которым перевозки в 18 населенных пунктах Минского района были отнесены к категории городских. Взамен четырех пригородных маршрутов мы организовали городские № 141, 146С, 158, а трассу городского автобусного маршрута № 36 продлили до деревни Тарасово. Новые городские автобусные маршруты № 132 и 150 были организованы для обеспечения транспортного обслуживания населенных пунктов Щомыслица и Озерцо.

За минувшее десятилетие в Минске построили 6 станций метро. И с каждым продлением линий подземки мы реорганизовывали наземную маршрутную сеть. Поначалу этим занимались всего 3 или 4 сотрудника ГУ «СТС», которые специализировались на транспорте. Конечно, если бы тогда мы имели сегодняшний опыт, эту задачу решали бы намного эффективнее. Не исключаю, что у нас были ошибки при формировании и корректировке маршрутной сети. Но мы всегда старались их устранять или просто идти навстречу пассажирам, если это не требовало дополнительных затрат. Ведь за рамки финансирования выйти не можем. А чтобы проблем возникало меньше, перед каждой масштабной трансформацией маршрутов на нашем сайте и через СМИ предлагаем пассажирам высказывать свои мнения.

— Насколько, по-вашему, результативны 10 лет работы ГУ «СТС»?

— Не мне оценивать эффективность нашей деятельности. Да и неправильно рассуждать на эту тему без учета работы «Минсктранса», «Минского метрополитена», частных перевозчиков. Но вряд ли найдется горожанин, не заметивший изменений в транспортном обслуживании. В 2006–2007 годах практически каждое совещание у председателя Мингорисполкома и его замов начиналось с транспортных вопросов: срывы рейсов, поломки подвижного состава, удары током в троллейбусах. До ГУ «СТС» я руководил 6-м автобусным парком, о многих проблемах знал не понаслышке. Например, нередко у автобусов взрывались колеса, настолько изношены были шины, да и подвижной состав в целом…

Но благодаря серьезным финансовым вливаниям в транспортную сферу дело пошло на поправку. За несколько лет кардинально обновили подвижной состав. Многие нововведения подняли уровень обслуживания пассажиров на порядок. Сейчас уже мало кто помнит, что раньше на остановочных пунктах на табличках указывались лишь интервалы движения, да и те часто нарушались. Теперь транспорт должен ходить по четкому расписанию. Бывает, конечно, что оно нарушается, но чаще это происходит из-за сторонних причин. Несомненно, важным шагом вперед стало размещение электронных табло на остановках. Их, правда, еще не очень много — всего около 170. Но там, где таких табло нет, пассажиры могут узнать о времени прибытия транспорта с помощью мобильного телефона, выполнив USSD-запрос. Для этого каждому остановочному пункту присвоен свой код. Но эта услуга почему-то пока не пользуется особым спросом у горожан.

— Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию с транспортным обслуживанием в столице?

— С переходом на зимний график мы, «Минсктранс» и метрополитен еженедельно делаем промежуточные исследования пассажиропотоков по всему городу. 17 октября в последний раз перед зимой откорректировали маршрутную сеть, а с 24-го по 28-е проведем последний на данном этапе мониторинг, чтобы определить, нужно ли где-то добавить подвижной состав, изменить расписание.

Последнее обследование показало: в часы пик по всем направлениям перевозки обеспечиваются на довольно высоком уровне. Средняя загрузка в такие часы — около 60–80 %. Правда, есть участки, где в течение 5–10 минут транспорт идет переполненным: даже небольшой сбой в движении влечет за собой перегруз сзади идущих автобусов, троллейбусов, трамваев.

Но главная проблема транспортной системы столицы в том, что сегодня мы не можем гарантировать своевременного прибытия пассажира в пункт назначения. Как правило, виной тому внешние причины: затор, ДТП, пропало питание в сети, легковушка стала на полосе. Но это отдельная тема, над которой ломаем голову и мы, и городские власти, и эксперты по транспортным вопросам. Ведь пока не сможем обеспечить скорость и надежность перемещения пассажиров в общественном транспорте, предпочтение они будут отдавать личным автомобилям.

Первоочередные задачи в этом плане — создание выделенных полос для общественного транспорта и автоматической системы управления движением, которая давала бы автобусам, троллейбусам и трамваям приоритет на перекрестках.

Справочно

В ГУ «Столичный транспорт и связь» работают 40 человек, 10 из них — с момента создания учреждения. Большинство сотрудников занимаются вопросами, связанными с пассажирским транспортом, в том числе негосударственным. В их обязанности входят изучение ситуации с перевозками пассажиров в столице и пригороде с выездом на места, определение текущих и перспективных потребностей в транспорте, координация расписания движения разных его видов. Специалисты организации по необходимости корректируют трассы маршрутов, графики движения, информируя о таких изменениях горожан. Сотрудники ГУ «СТС» организуют конкурсы на право обслуживания маршрутов, заключают договоры с перевозчиками разных форм собственности.

ГУ «СТС» — единственная в Минске организация, координирующая деятельность операторов связи, в том числе сотовой, и компаний, обеспечивающих доступ горожан к Интернету и кабельному телевидению. В техническом ведении ГУ «СТС» также телефонная связь Мингорисполкома и некоторых городских служб, на балансе организации находятся, например, радиостанции скорой помощи.

Комментарии к статье
Добавить комментарий