ГЛАЗА В ГЛАЗА. Директор ОАО «Элема» Александр Тризонов: патриот тот, кто работает

27 Окт 2016 09:05 Комментариев нет
20161024-lk2a1230-copy

Автор:

Екатерина Дубинская
Блог автора

В проекте агентства «Минск-Новости» — известные люди с неравнодушным и откровенным взглядом на происходящее и на себя. Наш сегодняшний собеседник — директор ОАО «Элема» Александр Тризонов.

Работа как элемент счастья

— Говорят, счастье достается тому, кто много трудится. Что добавите к своему личному ощущению счастья?

— На работе мы проводим большую часть времени, и если занятие приносит вдохновение и удовольствие, то его действительно можно назвать определенным элементом счастья. А когда еще и получается все, что планируешь, то это счастье вдвойне. Наверное, не буду оригинален, если скажу, что мое счастье — это еще и семья, у меня растет сын…

— День для вас удался, если…

— Как правило, мы в «Элеме» смотрим не на день, а на неделю: анализируем продажи, оцениваем, насколько они приросли… Когда нет проблем с финансами, вовремя выплачиваем заработную плату, наша продукция пользуется спросом и покупатель голосует за нас рублем, вот тогда для меня как руководителя неделя удалась.

— Александр Михайлович, а помогает то, что вы Весы по гороскопу — умеете взвешивать лучше других?

— Вообще-то к гороскопам отношусь скептически. Скорее, это свойство характера — насколько дипломатично человек умеет подходить к решению вопросов. В моем характере это присутствует.

— Поправьте меня, если я не права, — руководитель должен уметь говорить «нет». Помните свое первое «нет»?

image

— С учетом того, что я все-таки довольно долго проработал в Министерстве иностранных дел нашей страны… Сущность дипломатов — не говорить категоричное «нет». Поэтому это слово в обиходе практически не использую или использую очень редко.

В динамике

— Со стороны может показаться странным, что судьба привела вас в «Элему»: учились в машиностроительном институте, были первым замом на «Минскхлебпроме», работали в правительстве, в посольстве Беларуси в России…

— Карьера у меня действительно многогранная, не могу сказать, хорошая или нет — это не мне оценивать. Но подчеркну: на всех жизненных этапах было интересно. И именно вся предыдущая практическая школа позволила прийти директором на такое серьезное предприятие, как «Элема». Здесь есть абсолютно все проблемы и вопросы: социальные, политические, производственные, энергетические… И насколько достойно ты себя зарекомендуешь в своем коллективе, настолько сможешь рассчитывать на другие перспективы. Я убежден, что человек не должен зацикливаться на одной работе. Это только думается, что трудовая жизнь длинная, на самом деле она довольно коротка. Именно поэтому мне интересно попробовать себя в разных амплуа, использовать имеющийся опыт и знания во многих ипостасях.

— Полагаю, не все с вами согласятся в плане смены успешной работы.

— В Европе, как правило, кадры так и перемещаются: из одной фирмы в другую, из одной организации — государственной или негосударственной — в иную, каждые пять-семь лет меняя место работы. Это говорит в первую очередь об их компетентности, конкурентоспособности на рынке труда, амбициозности.

— Когда вы только-только пришли в «Элему», много писали о том, что предприятие ждет массовый ребрендинг, резкое расширение ассортимента, была готовность замахнуться на самые смелые решения… Что удалось из задуманного вами?

— Прежде всего скажу, что «Элема» — устоявшийся бренд на рынке Беларуси, который испытал к себе разное со стороны покупателя отношение. Не скрою: хотелось вывести бренд на качественно другой уровень, создать серьезную товаропроводящую сеть, присутствовать не только на белорусском и российском рынках, но и на европейском под собственным брендом. Результат работы любого предприятия — это его развитие в динамике и уровень зарплат работников. Чем качественнее и эффективнее работает предприятие, тем скорее эти показатели должны расти. Понятно — сейчас мировой кризис, сложная ситуация. Но мы тоже отреагировали в ценах на нашу продукцию: они увеличились совсем чуть-чуть — на 1 % в целом, несмотря на то что у нас высока импортная составляющая, практически все материалы мы закупаем за рубежом. Несмотря на сложности, сумели 2 года назад принять стратегические решения по поиску новых поставщиков, оптимизации численности работающих на предприятии, минимизации расходов, использованию собственных площадей. И усилия оправдались. Если сравнить прошлый год с нынешним, то мы более чем на 25 % увеличили продажи на внутреннем рынке. Сейчас внедряем новое программное обеспечение, которое позволит более правильно рассчитывать себестоимость, точечно и грамотно принимать решения, опираясь уже на реальные цифры, а не на собственную интуицию. К слову, это же позволяет намного оперативнее принимать решения по смене коллекции и по наполнению магазинов недостающим товаром.

— Окончательное слово в принятии каких-то важных решений — за вами?

— Есть разные вопросы. По тем, которые делегированы мне Наблюдательным советом и относятся к моей компетенции, естественно, окончательное решение принимаю я. Разумеется, посоветовавшись с ключевыми специалистами, которые в узкой сфере часто понимают больше. Для этого я и подбирал в команду тех людей, на которых могу опереться. Уровень доверия к менеджерам довольно высок, их мнение для меня важно. Но когда возникает сложный вопрос и надо принять жесткое решение, его принимаю я.

О европейских заказах и не только

— Александр Михайлович, а во Франции, к примеру, продукция «Элемы» будет продаваться, как думаете?

— Там наша продукция уже продается, но пока не под маркой «Элема».

— То есть так называемая давальческая схема, когда ваше предприятие работает по заказам известных зарубежных фирм, по-прежнему актуальна?

— Актуальна, причем партнеров у нас стало больше, и что касается объемов, мы стали производить к уровню прошлого года процентов на 15 больше. Есть такая фраза: «Не надо класть все яйца в одну корзину». Стараемся сделать так, чтобы предприятий-партнеров было не один или два, а шесть-восемь. Это дает возможность лавировать между ними. Причем к каждому индивидуальный подход, ведь, по сути, они дают нам такую нужную работу.

— С Россией традиционно тесное сотрудничество?

— Для того чтобы более эффективно работать, мы создали там свой филиал. Он сейчас открывает собственные магазины, и это даст возможность иметь более стабильный и реальный доход в Российской Федерации. Удалось перевести всю торговлю с российскими партнерами либо на предоплату, либо на частичную оплату, причем с жесткими сроками по отсрочкам платежей. Полагаю, задачи, которые мы поставили перед собой в программе развития на 5 лет, в частности открыть более 20 магазинов в России, постепенно реализуем. Пытаемся при этом обходиться собственными средствами, без привлечения кредитных ресурсов.

— Наверняка для многих предприятий, входящих в концерн «Беллегпром», «Элема» — пример успешного менеджмента. Уж простите за вопрос, но получается, на каждое предприятие должен прийти свой Тризонов, чтобы сложная ситуация начала меняться?

— Не так категорично. База «Элемы» была заложена — и правильная база — предыдущими руководителями. Было принято стратегически правильное решение по открытию магазинов, хотя и без динамики их прироста на белорусском рынке хотя бы на два-три в год. Сейчас эту динамику мы восстановили. Разумеется, и здесь есть свой потолок — собственных магазинов не должно быть, скажем, 100. Пусть у нас их будет 30, может, 35 — в зависимости от покупательной способности, от спроса на нашу продукцию. Сегодня мы довольно много денежных средств вкладываем в коллекцию, дизайнеры изучают тенденции развития моды на 2–3 года вперед: какие силуэты и ткани будут актуальны, какие цвета. Мы стараемся идти в ногу с модой, и сказать, что другие европейские производители в нашем сегменте работают лучше, я не могу…

Конечно, любому предприятию легкой промышленности нужны оборотные средства, чтобы оно могло открывать магазины, как мы. Процедура эта недешевая. Концентрировать денежные средства, работать с кредитными ресурсами в данный момент очень проблематично. Тем более другие предприятия работают, как и мы, с минимальной наценкой. У нас она в данный момент около 23 %, соответственно, если кредиты под 30 или 50 %, мы не можем себе их позволить. Не могу сказать, что белорусские легпромовцы делают сегодня некачественную, неактуальную, не пользующуюся спросом продукцию. Предприятия ориентируются на определенный уровень дохода населения, на определенную покупательную способность.

С патриотизмом по жизни

— Когда к вам приезжают иностранные партнеры, куда вы их ведете?

— В первую очередь показываем наше производство, уровень технологического оборудования, уровень складского оборудования, чистоту. Естественно, партнерам интересны и наши магазины, и то, как мы продаем нашу продукцию. И всегда интересна белорусская кухня — так что ведем туда, где вкусно по-белорусски.

— Сегодня много говорят о патриотизме. Мне интересно: Александр Тризонов считает себя патриотом?

— Я вернулся в Беларусь из Европы в 23 года. В Минске не было ни друзей, ни родственников, родители до сих пор живут во Франции, поэтому было довольно сложно на самом деле. Так что, раз я здесь, это, думаю, подтверждает мою любовь к Родине…

У нас очень красивая страна, народ самобытный, толерантный, люди добры по своей натуре. И, как мне кажется, мы по духу все-таки больше европейцы — мне есть с чем сравнивать с учетом того, что и образование у меня европейское, и жил я долго за границей. Всем своим друзьям, за рубежом в том числе, говорю о том, что главный патриот Беларуси — наш Президент, всей душой и сердцем переживающий и за народ, и за страну. Те действия, которые за время его работы я вижу и которые могу на своем уровне оценивать, считаю стратегически выверенными, отвечающими вызовам времени.

— Поводы для жизненного оптимизма находите, Александр Михайлович?

— Все мы не без основания надеемся на скорейший экономический рост. Будет рост экономики — будут, понятно, и перспективы развития. В том числе и поэтому мы сейчас активно ищем новые рынки сбыта. В первую очередь в Российской Федерации, во вторую — в Евросоюзе: Польше, Италии, Германии, Испании. Именно там надо продавать модели, сшитые у нас и нами. Именно там надо искать партнеров.

Еще материалы рубрики:

ГЛАЗА В ГЛАЗА. Государственник Алексей Камай

ГЛАЗА В ГЛАЗА. Время любить

ГЛАЗА В ГЛАЗА. Алексей Сокол: «ЦУМ — это предприятие, которое не стоит на месте»

ГЛАЗА В ГЛАЗА. Председатель Мингорсовета Василий Панасюк

ГЛАЗА В ГЛАЗА. Наш Белорусский Дом

Комментарии к статье
Добавить комментарий