В УЧИТЕЛЬСКОЙ. О духовном воспитании в школе

09 Ноя 2016 09:20 1 комментарий
mk_2-11_obrazovanie_nravstvennoe-vospitatenie-v-shkole_lukashov_0052-kopiya-copy

Автор:

Юлия Бурдо

Директор СШ № 70 Евгения Рудова рассказала корреспонденту агентства «Минск-Новости» о духовно-нравственном воспитании в школе.

Говорить о духовно-нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения непросто. Без практического наполнения эти слова звучат абстрактно. С начала 2000-х Министерство образования и Белорусская православная церковь стали реализовывать совместные проекты: открывались школы и гимназии, экспериментальные классы с православной формой духовно-нравственного воспитания. В это же время в столичной школе № 70 ученикам 1–4-х классов был предложен факультативный курс «Основы нравственности».

Лестница успеха

Здесь ребята проходят путь к успеху каждый день. Удалось это и автору этих строк: для встречи с директором школы Евгенией Рудовой поднимаюсь на второй этаж по «лестнице успеха». Каждая новая ступенька — его компонент: счастье, любовь… Пройдя все слагаемые и заприметив Евгению Вениаминовну, интересуюсь:

— А где богатство, достаток? Ведь молодое поколение, на мой взгляд, без них не мыслит успеха.

Мы не навязываем свое представление об успешности, — улыбается молодой директор, — а стараемся прийти к ее пониманию вместе с ребятами. Слагаемые «лестницы успеха» предложили дети, мы их поддержали. Конечно, материальное благополучие тоже присутствует, но в самом начале пути, это незначительный компонент.

— У вас особенные дети: они мыслят, как «правильные» взрослые…

Все ребята замечательные. В их душах изначально заложено доброе. А наша задача в том, чтобы вытянуть его на свет и помочь родителям увидеть это в своих детях. А после поддерживать правильную и, сказала бы, светлую успешность.

— Откуда тогда берутся несвойственные детям агрессия и жестокость?

— Дети как губка впитывают то, что видят вокруг: в семье, школе, Интернете. Вопрос выставления фильтров — к нам, взрослым. Учителя должны понять, что изначально вложено в душу ребенка Господом Богом, родителями, а дальше лишь корректировать его видение и отношение к миру. Не навязывая моральных и нравственных устоев, а предлагая знакомство со светлым.

— Все ли родители согласны, что их детям необходимо духовно-нравственное воспитание в рамках школы?

— Прежде всего с мамами и папами нужно найти общий язык. А уже после говорить о важности каких-либо дополнительных форм воспитания. Мы никого не принуждаем ходить в храм… Сегодня проводим факультативы по духовно-нравственному воспитанию, организуем вечера встреч с писателями, людьми искусства, известными выпускниками нашей школы в присутствии священнослужителей. И такая форма дополнительной организации учебного времени уместна для родителей и детей. Они выступили инициаторами, а школа поддержала. В наши традиционные праздники — Рождественскую неделю, Пасхальную седмицу и другие — вовлечены мамы и папы, их сыновья и дочери, представители духовенства. И проходят эти дни всегда ярко, светло и тепло.

— А как понимают религию сами дети?

Для кого-то это волшебство, а для кого-то — неизменная часть жизни их семьи. В списке ребят, которые посещают факультатив «Основы нравственности», не только белорусские и русские фамилии. В нашем учреждении учатся мальчики и девочки других национальностей, и в православии они открывают для себя много нового. Мы не читаем с детьми молитвы на занятиях, не заучиваем церковные каноны, а беседуем о душевной чистоте и красоте, семейных ценностях.

Семья в школе или школа — семья

Евгения Вениаминовна ведет нас в кабинет духовно-нравственного воспитания, где проходят факультативные занятия, гостиные для родителей. Здесь в сентябре батюшка служит молебен, чтобы новый учебный год удался. Из небольшого подсобного помещения сделали уютный и теплый уголок для душевных бесед.

С благословения церкви наш учитель изобразительного искусства написал на стене икону, соблюдая все православные каноны. Называем ее «Живоносный источник». Как зародилась идея факультативного курса? Пришли к этому не от радости, а от боли за родителей. Однажды мы подсчитали процент семей, которым необходима особая помощь. Немало было таких, где родители выпивают, где мамы в одиночку воспитывают несколько детей. Кроме того, 70 % наших взрослых имеют рабочие специальности. И они хотят не просто накормить и отправить ребенка в школу, а еще что-то вложить в юную душу, но у них не всегда хватает знаний, — рассказывает директор учреждения.

Определиться с верным направлением помог выпускник школы Дмитрий Ланге. После армии молодой человек первым делом решил навестить своих учителей. Рассказал, как во время службы в военном городке Околица писал икону в храме и пел в хоре, как познакомился с протоиереем Павлом Сердюком. Беседы с ним оставили глубокий след в душе юноши.

Мы пригласили к себе священника Павла Сердюка. Попросили посетить семьи, которые нуждались в помощи. Он был на тот момент отцом троих, а сейчас шестерых детей, имеет два высших образования — педагогическое и духовное. Батюшка подсказывал отчаявшимся родителям, как находить светлый путь. Делился своим опытом с учителями. Мамы и папы попросили организовать постоянные встречи с отцом Павлом, — вспоминает Евгения Рудова.

В кабинет директора заглядывает девятиклассник Егор Шик. Евгения Вениаминовна улыбается при появлении парня:

Наш футболист! Ответь, Егор, нужно ли, чтобы в школу в рамках факультатива приходил батюшка и беседовал с вами о светлом и чистом?

Не помешало бы… — немного смутился от неожиданного вопроса Егор. И, помолчав, добавил: — Это развивает кругозор, помогает двигаться в правильном направлении. После духовных бесед проблемы кажутся не такими серьезными. Во время Рождественской недели или Пасхальной седмицы мы с родителями, учителями посещаем храм. В душе — смирение, становится легко…

У Егора большая и дружная семья. Подрастают еще два брата. Младший, Максим, тоже ученик 70-й школы. Пару лет назад у мальчика умерла мама.

Я обратилась к семьям наших учеников: помогите найти опекуна, чтобы малыш не оказался в детском доме. Откликнулись родители Егора. Теперь Максим — их третий сын, — рассказала директор.

Мирное время

Гражданско-патриотическое воспитание в школе — очень значимое направление. Мы обязаны вырастить гражданина в каждом ученике. Если станет патриотом, будет замечательно. Но первостепенно — сформировать гражданина! Человека, который признает законы своей страны, уважает ценности и традиции поколений. Это тесно переплетается и с духовно-нравственным воспитанием, которое основывается не только на православии, но и на народных традициях, — делится опытом заместитель директора по воспитательной работе 70-й школы Лилия Филиппова. — У нас проходят Колядки, Иван Купала, Масленица. К утренникам родители и дети сами разрабатывают сценарии, готовят творческие номера.

Ребятам нравится, что в стенах школы они чувствуют себя как дома, комфортно и уютно. Они такие, какие есть, не нужно притворяться, менять маски. Нет места зависти и обиде, если кто-то из мальчишек или девчонок чем-то выделяется: одеждой, внешностью, успехами…

Они — поколение мира. Стараемся повернуть их к собственной душе, к своим национальным истокам. А ребята, в свою очередь, транслируют добро в окружающий мир: в семью, класс, будущий рабочий коллектив, — замечает директор.

Летом выпускники школы участвовали в научно-просветительской экспедиции «От Черного моря до моря Белого». Вместе с педагогами, людьми искусства, молодежью проделали непростое 10-дневное путешествие: побывали в Москве, Карелии… Параллельно в экспедицию направились команды из России, Латвии, Украины, Швеции… Встретились на Соловках, провели вместе несколько дней, общались со священниками. Белорусские ребята привезли из святых мест капсулу с землей, а затем передали ее в крипту Всехсвятского храма-памятника. Для чего проделали такой непростой путь? Говорят, так возвратились к своим истокам, которые по непонятным причинам оказались утрачены.

Фото Сергея Лукашова

Еще статьи рубрики:

В УЧИТЕЛЬСКОЙ. Педагоги-новаторы лицея № 2

В УЧИТЕЛЬСКОЙ. Слово за слоўка

В УЧИТЕЛЬСКОЙ. Женщина года — 2015

В УЧИТЕЛЬСКОЙ. Китайская грамота

В УЧИТЕЛЬСКОЙ. Переплетения судьбы

Комментарии к статье
Добавить комментарий

Vaiery09.11.2016 | 16:54

Школа призвана давать знания,а не заниматься воспитанием.