В УЧИТЕЛЬСКОЙ. Читай, думай, говори

16 Ноя 2016 09:57 Комментариев нет
img5212-copy

Автор:

Елена Денисенко
Блог автора

Какие они, современные дети, и как стимулировать интерес учеников к чтению, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала учитель русского языка и литературы Ирина Варакса.

С Ириной Сергеевной мы познакомились летом в детском оздоровительном лагере под Минском. Звонкий голос, открытый взгляд, располагающая улыбка — уже через несколько минут общения стало понятно, почему к этой женщине тянутся и ребятишки из младших отрядов, и старшеклассники. Тогда мы договорились продолжить общение осенью в столичной гимназии № 146, где Ирина Варакса работает уже 15 лет.

О круговороте дел

В ее кабинете — стеллажи со словарями и справочниками, на стенах — распечатки-подсказки правил грамматики и картинки для зрительной гимнастики. Цель одна — помочь ученику освоить учебный материал.

Ребята удивляются, как мне не надоедает из года в год объяснять один и тот же материал, — улыбается Ирина Сергеевна. — Я постоянно открываю для себя новые грани знаний и передаю их детям — в этом весь секрет…

Позитивный настрой и природная энергичность позволяют охватить большой круг дел: уроки русского языка и литературы в пятых, восьмых и одиннадцатых классах, факультатив плюс новый-старый предмет «Искусство» у пяти- и шестиклассников. Педагог организует в гимназии работу методического объединения учителей словесности, истории и обществоведения, в Минском городском институте развития образования участвует в подготовке одаренных ребят к олимпиаде по русскому языку и литературе, является активным членом городского клуба учителей «Большая перемена» (МГИРО), в течение нескольких лет входит в состав жюри городских конкурсов «Столичный учитель — столичному образованию» (номинации «Педагогический дебют», «Учитель») и «Академия урока».

Ирина Варакса признается, что, будучи школьницей, не планировала стать педагогом. И более того не очень-то любила уроки русского языка и литературы.

Наша учительница Лариса Ивановна Елец-Матусевич каждую неделю задавала писать сочинение, — вспоминает она. — Тогда я никак не могла понять: зачем столько времени тратить на библиотеки, чтение книг, письменные работы? И только спустя годы поняла: так Лариса Ивановна приучала нас думать и внятно излагать свои мысли на бумаге.

На филологический факультет Минского государственного педагогического института имени М. Горького Ирина поступила сразу, несмотря на высокий конкурс. В то время она увлеклась еще и психологией. Но в 1989 году в Минске ее еще не преподавали, факультет практической психологии в педагогическом вузе открылся через год. И студентка не упустила возможности поступить и туда.

О репетиторах

Ирина Сергеевна согласна с тем, что дети изменились. И уточняет: они не стали хуже, они просто другие.

Мне кажется, в начале 1990-х убедить подростков в необходимости учиться было легче. Правда, тогда и к учителям относились по-другому. К репетиторам обращались в основном только отстающие ученики, остальные внимательно слушали преподавателя в школе, а дома самостоятельно дорабатывали тему урока. Знания основывались на кропотливой работе ребенка. Нынешние дети уверены, что на уроке слушать не обязательно, а пробелы всегда поможет устранить репетитор. И это массовое явление, в чем-то даже модное. А ведь надо понимать, что репетитор при работе с ребенком не учитывает в достаточной мере его индивидуальные особенности. Для некоторых мальчиков и девочек остаться один на один с учителем — это стресс. Поэтому мы даже при подготовке олимпиадников стараемся объединять ребят в небольшие группы, им так комфортнее.

Хотя бывают случаи, когда обращение за помощью к репетиру — действенная мера.

В одиннадцатом классе один час русского в неделю! При том, что математики и английского — пять. Что можно вложить в ребенка за это время? — задает риторический вопрос учитель и тут же добавляет: — Так что иногда приходится задействовать факультативы, поддерживающие и стимулирующие занятия, репетиторов.

На своих уроках Ирина Сергеевна не устает убеждать детей в необходимости хорошо изучать как русский, так и белорусский язык, показывает, что их объединяет.

И о науке мыслить красиво

Всегда были ученики, которые добросовестно и с интересом читают художественную литературу, и те, которые не считают нужным это делать. Но сейчас вторых стало гораздо больше, — констатирует педагог и поясняет данную тенденцию: — Времени на обсуждение произведения, как правило, нет. Так, недавно мы смотрели фильм «Загадки Мастера и Маргариты» о творчестве Михаила Булгакова и о героях его романа. Ребята были под впечатлением, хотели поделиться своими эмоциями. Но следующего урока, когда это можно сделать, пришлось ждать несколько дней. Момент был упущен — то, что взволновало, улеглось и забылось. Другая крайность: некоторые дети всё, что предлагают взрослые, считают навязанным и не стоящим внимания. Я стараюсь донести до учеников, что классические произведения современны и сегодня. Взять, например, гайдаровского «Тимура и его команду» — прекрасная книга! Но ее, к сожалению, уже нет в школьной программе…

Чтобы стимулировать интерес учеников к чтению, Ирина Сергеевна использует все возможные средства.

Побывали с подростками на спектакле «Ромео и Джульетта» в Драматическом театре Белорусской армии. Если перед походом в театр большая часть класса книгу лишь пролистала, то после почти все дети пьесу прочитали, — рассказывает педагог. — А потом еще долго обсуждали проблемы, затронутые в литературном произведении, сравнивали его с театральной постановкой. Планирую и дальше практиковать такие выездные уроки, тем более что сейчас много удачных спектаклей и экранизаций. Приветствую также использование школьниками аудиокниг. У занятых подготовкой к экзаменам старшеклассников это порой единственная возможность познакомиться с произведением. К тому же, слушая аудиокниги, ученики запоминают, как правильно произносить слова, расставлять паузы и выделять основную мысль голосом. Но проблема есть: для думающих ребят выделенных на литературу часов мало. Поэтому нынешние подростки в основном косноязычны, не умеют красиво выражать свои мысли.

Еще статьи рубрики:

В УЧИТЕЛЬСКОЙ. Слово за слоўка

В УЧИТЕЛЬСКОЙ. Женщина года — 2015

В УЧИТЕЛЬСКОЙ. Китайская грамота

В УЧИТЕЛЬСКОЙ. Переплетения судьбы

В УЧИТЕЛЬСКОЙ. О духовном воспитании в школе

Комментарии к статье
Добавить комментарий