Домашнее образование: минчанка поделилась опытом обучения своих детей

20 Ноя 2016 17:00 Комментариев нет
lk2a5425-copy

Автор:

Светлана Гриб

Почему минчане выбирают домашнее образование для своих детей, разбиралась корреспондент агентства «Минск-Новости».

Татьяна Шарпило и Дмитрий Макей воспитывают шестерых детей. Старшей дочке исполнилось уже 22 года. Самому маленькому Севе всего 3 месяца. Сейчас в семье три ученика — первоклассница Влада, пятиклассник Веня и семиклассник Влас. Все они учатся дома.

lk2a5469-copy

lk2a5433-copy

Мои старшие сыновья посещали не обычное дошкольное учреждение, а частный домашний детский садик, где в группе было всего 6 детей, — начинает разговор многодетная мама. — Там большое внимание уделялось здоровому образу жизни — ребята много времени проводили на природе. Когда узнала о возможности обучать мальчишек по индивидуальному плану, то, взвесив все за и против, решилась и на этот шаг.

Татьяна призналась, что поначалу сомневалась в своих силах. Тогда родился четвертый малыш, переживала, что с младенцем на руках не получится уделять достаточно времени первокласснику Вене. Казалось, двигались вперед маленькими шажками. Но когда учебный год подошел к концу, мама подвела итоги и осталась довольна результатом.

Выбор в пользу домашнего образования Татьяна объясняет несколькими причинами. Первый плюс, по ее мнению, заключается в том, что обучение по индивидуальному плану наносит меньший вред здоровью ребенка.

Детям нужно много двигаться, а в школе они целый день вынуждены сидеть за партой, — комментирует мама. — Дома же они могут встать, походить, отвлечься на пару минут. Мечтаю купить конторки, чтобы ребята имели возможность заниматься стоя. Это очень удобно и полезно.

Никто не будет спорить, что в стенах учебного заведения всегда шумно, ребенок сильно устает и после уроков у него ни на что не остается сил. Татьяна говорит, что очень хорошо увидела разницу на примере Влады. Когда девочку еще не перевели на домашнее обучение, посещать кружки она не хотела, потому что после занятий чувствовала себя измотанной. Сейчас же кроме музыкальной школы ходит еще на вокал и гимнастику, а также в воскресную школу. И при этом нормально со всем справляется. У первоклашки есть желание записаться также в изобразительный и танцевальный кружки. Мальчишки занимались шахматами, сейчас увлеклись гимнастикой.

Когда дети учатся по индивидуальному плану, ты идешь за их интересами, они не теряют мотивацию к обучению. Это второй положительный момент домашнего образования. В школе же существует общая программа, которая усредняет учеников, подгоняет под единый стандарт, — считает Татьяна. — К примеру, физикой старший сын увлекался тогда, когда ее еще не изучали в классе. Мы с ним искали информацию в Интернете, решали задачки, затем этот интерес угас, он переключил внимание на другой род занятий.

Мама старается учитывать желания ребят — не ломает их, не говорит, что они должны освоить тот или иной материал здесь и сейчас. Хотя, констатирует, в связке со школой это порой бывает сложно осуществить. Многодетная мама убеждена: лучше подождать, когда настанет время и сыновья созреют. Тогда и эффект от занятий будет больше.

Не говорю уже о том, что в школе многие ребята привыкают списывать, не готовятся к урокам каждый день, — продолжает собеседница. — Все знают, как это бывает: я сегодня ответил, значит, завтра вызывать не будут, можно расслабиться и не читать заданное. Дома же они могут заниматься и в выходные дни, и на каникулах. Даже когда болеют, делают что-то, если есть желание и силы. Благодаря тому что сыновья и дочка сами планируют свой день, у них более равномерно распределяется нагрузка. К примеру, сегодня изучают один предмет, а завтра осваивают сразу несколько. Сами решают, какой вариант для них наиболее удобен.

Третья причина, которую озвучила мама, — в школе ребенка постоянно вольно или невольно сравнивают с одноклассниками. У него формируется так называемый оценочный комплекс: я знаю математику хуже, чем Илья, или делаю больше ошибок в диктанте, чем Маша.

Я сравниваю ребят только с ними самими — теми, какими были раньше, — поясняет Татьяна. — Мне важно, на сколько дети продвинулись за год.

Многодетная мама назвала и еще одно очевидное для нее преимущество: при домашнем обучении разновозрастные дети учатся вместе, что благотворно сказывается на их развитии. Младшие всегда могут посоветоваться с братьями, а у тех появляется возможность выступить в роли учителя. По мнению Татьяны, когда человек что-то объясняет другому, он и сам лучше понимает и запоминает материал.

Моя главная задача — научить ребят работать самостоятельно, показать ресурсы, где они могут искать необходимую информацию: в Интернете, книгах, библиотеке, — делится опытом мама. — Безусловно, умение планировать свой день и расставлять приоритеты появляется не сразу, детям проще, когда их постоянно контролируют. Этим-то и хороша для многих учеников школа.

Что касается самого распространенного предубеждения против домашнего образования, мол, у таких детей отсутствуют навыки социализации, Татьяна опровергает его с улыбкой:

Я веду активный образ жизни, вместе с другими многодетными мамами постоянно участвую в различных мероприятиях, дети всегда с нами — общаются, дружат, ссорятся, мирятся. Одним словом, возможностей научиться выстраи­вать отношения с другими людьми хватает. Плюс ко всему ребята посещают кружки, секции, то есть все время находятся в социуме. Кроме того, летом вместе с другими многодетными семьями обязательно выезжаем на две недели на базу отдыха, находим возможность отправить ребят в лагерь «Квадратный апельсин». Он тоже не совсем обычный. Там дети сами составляют распорядок дня и организуют мероприятия.

Решение о том, может ли ребенок заниматься по индивидуальной программе, принимает учебное заведение. Как правило, перевести на домашнее образование младших школьников не составляет труда — считается, что в 1–4-м классе родители еще в состоянии дать необходимые знания детям. А вот со старшеклассниками сложнее — администрация школы старается отговорить пап и мам от такого шага. Основной аргумент — сложная программа, освоить которую без помощи педагогов нереально.

Такая сильная привязка к школе мне не совсем нравится. Склоняюсь к тому, чтобы в выпускных классах перейти на дистанционное образование, — говорит о своих планах мама. — Правда, учиться придется по российским программам, отечественных, к сожалению, пока нет. Мне кажется, в Беларуси многие родители мечтают о том, чтобы и в нашей стране появилась своя дистанционная школа.

Комментарии к статье
Добавить комментарий