Почему родители определяют особенных детей в интернат, и какой уход им могут здесь обеспечить

23 Ноя 2016 16:44 1 комментарий
20161121-lk2a5934-2-copy

Автор:

Светлана Гриб

Корреспондент агентства «Минск-Новости» побывал в столичном Детском доме-интернате для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития и посмотрел, на какую помощь ребята могут рассчитывать.

Природа возникновения психических расстройств до сих пор до конца не изучена. Отклонения в развитии ребенка возникают по разным причинам. И образ жизни родителей отнюдь не главная из них — свою роль могут сыграть генетический сбой, родовая травма и другие факторы. От подобной беды не застрахована сегодня ни одна семья. Справиться с болезнью собственными силами у родителей зачастую не хватает ни сил, ни навыков. И тогда не остается другого выхода, кроме как обеспечить ребенку специальный уход.

В столичном Детском доме-интернате для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития в настоящее время проживают 127 человек. Из них 39 — молодые люди старше 18 лет. Самому младшему ребенку, который находится в интернате, — 4 года и 6 месяцев. 7 ребят — сироты, у 40 папы и мамы лишены родительских прав, остальных подопечных интерната регулярно навещают близкие — родители, бабушки, дедушки.

20161121-lk2a6003-2-copy

— Мы постоянно поддерживаем с ними контакт. Родные наших подопечных оказываются перед нелегким выбором, — говорит директор дома-интерната Валерий Сивцов. — Многие из них до последнего пытаются бороться за жизнь детей в домашних условиях, делают все возможное, чтобы они остались рядом с близкими. Но, столкнувшись с тем, что не могут обеспечить особенному ребенку соответствующий уход, в конце концов обращаются к нам. Некоторые, прежде чем решиться на такой шаг, ходят сюда чуть ли не полгода — присматриваются, изучают обстановку.

— Именно поэтому мы внедрили на базе интерната для семей, в которых воспитываются дети-инвалиды, такую услугу, как социальная передышка, — продолжает разговор заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Ирина Дудка. — С одной стороны, определив в интернат ребенка на 28 дней, родители могут отдохнуть от повседневных забот, посвятить какое-то время себе. С другой, имеют возможность сравнить, где детям лучше — дома или в специализированном учреждении.

20161121-lk2a6013-2-copy

Подопечных интерната регулярно навещают волонтеры из Белорусского государственного педагогического университета и Свято-Елисаветинского монастыря. Они помогают осуществлять уход и организовывать досуг детей-инвалидов.

— Когда переступаю порог заведения, каждый раз сжимается сердце, — делится чувствами монахиня Свято-Елисаветинского монастыря мать Марфа. — Все ребята, которые живут здесь, — мученики, но, с другой стороны, я понимаю, что передо мною просто дети, которым нужны ласка и забота. Они привязываются к своим воспитателям, скучают по ним. Среди ребят много отказников, которые не знают, что такое тепло родного очага. Мамы оставили их еще в роддоме. Тем не менее девочки и мальчики молятся за своих близких, не держат на них зла и обиды. Я почувствовала, что в этих стенах есть бог. И это мое место.

20161121-lk2a5976-2-copy

Монахини ставят вместе с ребятами спектакли, рисуют. В последние несколько лет появилась традиция устраивать для детей поездки на природу. Недавно ребята вместе с сестрами из монастыря и директором интерната выбирались в Национальный аэропорт — фотографировали, как взлетают самолеты. Но, пожалуй, самым увлекательным занятием для подопечных заведения стало создание мультфильмов. С помощью художника-мультипликатора «Беларусьфильма» Маши Ивановой, волонтера Свято-Елисаветинского монастыря, дети сами рисуют персонажей, озвучивают их, занимаются раскадровкой.

В актовом зале интерната сейчас урок рисования — с воспитанниками заведения занимаются волонтеры Белорусского государственного педагогического университета. Ребята подходят к нам со своими работами. Ждут заслуженной похвалы.

20161121-lk2a5940-2-copy

20161121-lk2a5952-2-copy

— Дети здесь очень открытые, легко идут на контакт, — говорит Елена Чеснокова, старший преподаватель кафедры общей детской психологии БГПУ. — Возможно, во многом благодаря тому, что в интернате радушная атмосфера. Наши волонтеры много где побывали, но сюда приходят охотнее всего.

Студенты педуниверситета навещают подопечных интерната раз в неделю. Игры, театрализованные представления, лепка из теста, рисование — будущие педагоги стараются сделать так, чтобы каждый раз ребят ожидало что-то интересное. К Новому году планируют поставить спектакль «Щелкунчик», в котором будут принимать участие не только дети с особенностями психофизического развития, но и малыши из обычного детского садика, а также школьники.

20161121-lk2a5961-2-copy

Несмотря на различные отклонения в развитии, эти ребята могут заниматься творчеством, посещать мероприятия, самостоятельно передвигаться. Но в интернате есть и дети с тяжелыми диагнозами и множественными нарушениями в развитии.

— Мой сын родился в 2003 году пятимесячным, — рассказывает папа одного из подопечных Андрей Дедковский. — Практически сразу у него произошло кровоизлияние в мозг. Врачи не давали гарантии, что он вообще выживет. Однако мальчик выкарабкался. Но здоровым он уже никогда не будет — не может двигаться, видеть, слышать, нормально питаться. С рождения сын находится в медучреждениях.

Андрей одно время думал забрать ребенка домой — нанять сиделку и обеспечить ему круглосуточный уход. Однако узнав, что подобная услуга обойдется не менее чем в 2 тысячи долларов в месяц, отказался от этой идеи. Оставался один выход — определить мальчика в Детский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития, где он и проживает с 2009 года.

— Никита находится в 4-м отделении, куда поселяют самых тяжелых ребят. Питание он получает строго по назначению врача. Пищу ему вводят через нос с помощью зонда, — продолжает А. Дедковский. — Я постоянно привожу ребенку бананы, йогурты, мед, но при этом он в 13 лет весит 14 килограммов. Как ни больно смотреть на сына, осознаю одно: другим он не будет в силу своего физического состояния. Нянечки носят его постоянно на руках, ноги у ребенка атрофированы, мышцы отсутствуют. Я не один год занимаюсь спортом и прекрасно понимаю, что набрать вес в такой ситуации просто нереально.

20161121-lk2a6007-2-copy

Никита не единственный подопечный интерната, у которого существуют проблемы с едой. Усваивать обычную пищу в полном объеме они не в состоянии. Для таких проживающих организовано диетическое и протертое питание, для этого за счет средств бюджета закуплено специальное оборудование — гемогенизатор. Как вариант, чтобы улучшить ситуацию с усвоением пищи, можно прибегнуть к высокоэнергетическому энтеральному питанию. Однако и оно, к сожалению, не гарантирует, что ребенок сможет набрать нормальный вес. Как отмечают специалисты, даже при длительном приеме прибавка в весе может составить максимум 1 килограмм.

— С июля нынешнего года энтеральное питание в интернате получал один ребенок. Оно было назначено ему по медицинским показаниям и закуплено из средств бюджета. Тем не менее на прошлой неделе специалистами учреждения было озвучено мнение, что такое питание необходимо 50 человекам, — сообщает И. Дудка. — Этот вопрос проработала медицинская комиссия, в состав которой вошли представители Минздрава и комитета по здравоохранению Мингорисполкома, в том числе врачи-диетологи и гастроэнтерологи. Они изучили все медицинские карты детей и пришли к выводу, что из 47 детей энтеральное питание может быть показано 12. Чтобы принять окончательное решение о необходимости применения данных препаратов, ребята проходят сейчас тщательный медицинский осмотр специалистов. Между тем интернат, не дожидаясь окончательного вердикта врачей, уже приобрел энтеральное питание еще для 15 человек.

— Нужно отметить, что оно лечебное, ни в коем случае не заменяет обычную еду, а дается детям вместе с другой пищей, — поясняет В. Сивцов. — При этом энтеральное питание принимается курсами, как лекарства, — человек употребляет его на протяжении месяца, затем делается перерыв, далее медработники смотрят, стоит ли продолжать такую терапию.  

Медицинская комиссия, которая работала в интернате, пришла к выводу, что питание детей в учреждении было организовано на должном уровне. Несмотря на то что существуют проблемы с весом, ни один ребенок не нуждается в экстренной госпитализации. Проживающие проходят ежегодные комплексные медицинские осмотры, в том числе и узкими специалистами. Только в текущем году на оздоровление в различные лагеря было направлено 88 человек. Сейчас прорабатывается вопрос о том, чтобы в учреждении был штатный массажист.

20161121-lk2a5996-2-copy

20161121-lk2a5999-2-copy

— Что касается врача-реабилитолога, то в таком специалисте мы не видим необходимости, в связи с тем что большинству детей необходим паллиативный уход, — высказывает точку зрения И. Дудка. — У нас налажены хорошие связи с Республиканским реабилитационным центром для детей-инвалидов. С 2017 года мы будем отправлять ребят из городского детского интерната туда. Пока же с ними занимаются эрготерапевты.

Сегодня в интернате с детками с особенностями психофизического развития работают 219 человек. На 1 медсестру в среднем приходится 7 воспитанников, на 1 няню — 1 человек, на 1 воспитателя — около 4 подопечных. Также с ребятами занимаются логопеды и дефектологи ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Центрального района Минска».

20161121-lk2a5981-2-copy

— Случайных сотрудников в данном учреждении нет, — уверена И. Дудка. — Как правило, показательны первые два месяца. Если человек выдерживает моральную и физическую нагрузку, то задерживается в интернате надолго. Среди нянечек есть те, у которых за плечами 30-летний стаж работы.

— Многие из наших детей полностью обездвижены, они не могут самостоятельно даже перевернуться, — уточняет директор. — 20 минут в одном и том же положении — и начинают образовываться пролежни. Для того чтобы этого не происходило, а также не возникали застойные явления в организме и не атрофировалось тело, каждому ребеночку нужно через 10 — максимум 15 минут менять положение тела. Няни делают такие манипуляции постоянно, причем в течение не только дня, но и ночи.

Одна из самых опытных воспитателей Галина Белая не скрывает: персоналу здесь приходится нелегко. В первую очередь, в эмоциональном плане. Дети поступают сюда с различного рода психическими расстройствами, в том числе и аутистического спектра. К каждому из них нужен свой подход. Если одних можно научить элементарным навыкам самообслуживания, то для лежачих ребят, как правило, единственное, что можно сделать, — это повысить качество их жизни, обеспечить смену обстановки, чтобы они не видели целый день одни и те же стены. В этом нянечкам помогают волонтеры. Приходят к ребятам в палату, берут их на руки, развлекают с помощью пальчикового театра.

20161121-lk2a5992-2-copy

— Для детей, которые не могут самостоятельно передвигаться, важна любая информация извне, — считает Елена Чеснокова. — Они имеют множественные нарушения в развитии, для них улыбка в качестве ответной реакции — уже большой прогресс.

 Фото Елизаветы Добрицкой

 

 

 

Комментарии к статье
Добавить комментарий

Дмитрий23.11.2016 | 23:37

Расскажите больше о волонтерах, кто они? Может, и присоединюсь…