МЕСТО ВСТРЕЧИ. Проспект Пушкина/Притыцкого

27 Ноя 2016 14:34 Комментариев нет
im016-copy

Автор:

Дмитрий Исайчук
Блог автора

Агентство «Минск-Новости» в проекте «Место встречи», приуроченном к 950-летию Минска, рассказывает о самых известных местах, которые жители и гости столицы назначают в качестве ориентира для встречи.

Долгое время район пересечения современных проспекта Пушкина и улицы Притыцкого был у черты города. Точнее, 900 лет, пока в 1966-м не было сооружено 2-е городское транспортное кольцо. Тогда же появился и безымянный круговой перекресток. Здесь заканчивалась столичная улица Опанского (ныне Кальварийская) и начиналось загородное Раковское шоссе.

В 1951 году появился Фрунзенский район. Именно ему предстояло стать площадкой для масштабного жилого строительства. Обширные территории в западном направлении не были освоены. В 1960-х началось возведение жилья вдоль улицы Харьковской, а вскоре по обеим сторонам улицы Опанского выросли новые многоэтажные дома.

im031-copy

В 1973-м было торжественно открыто нынешнее здание администрации Фрунзенского района.

В 1971 году Раковское шоссе переименовали в честь скоропостижно скончавшегося государственного и политического деятеля, одного из организаторов комсомольского подполья и партизанского движения в БССР в годы Великой Отечественной Сергея Притыцкого. Тогда же круг на пересечении проспекта Пушкина и улицы Притыцкого, которая начинается от улицы Ольшевского, стал именоваться площадью Притыцкого. Для горожан она стала важным транспортным узлом.

im133

Стройка к этому времени уже переместилась за внешнюю сторону 2-го кольца. В 1970-е возводились жилые массивы между проспектом Пушкина и улицами Петра Глебки и Бельского. Планы по освоению новых пустующих земель были грандиозные. По обеим сторонам улицы Притыцкого должен был вырасти уникальный жилой массив Запад, рассчитанный на 100 тысяч жителей. Его строительство началось после того, как в 1978-м в черту города включили поселок Барановщина и деревню Большое Медвежино.

Новый гигантский жилой район Запад по задумке архитекторов должен был стать уникальным. Необычные проекты, планировка, инфраструктура. Но этому не суждено было сбыться. Грандиозное строительство пришлось на 1980-е годы, финансирования не хватало. Планы скорректировали: вместо домов по индивидуальным проектам стали строить типовые. Одновременно с жильем здесь возводили поликлиники, торговые объекты, школы и детские сады.

Одной из главных достопримечательностей площади Притыцкого стал универсам «Фрунзенский». Он распахнул двери перед покупателями в 1975 году и стал первым в БССР и третьим в СССР универсальным продовольственным магазином самообслуживания. Как раз к завершению основного строительства кварталов в районе улиц Одоевского и Матусевича.

im035-copy

Площадь стала настоящим транспортным узлом: здесь пересекались несколько троллейбусных маршрутов, разворачивался автобус № 13.

im132-copy

Неудивительно, что на круге Притыцкого стали встречаться новоселы, разделенные одноименной улицей. Здесь можно было отдохнуть в сквере с фонтаном, прогуляться вдоль украшенной магистрали или сесть на городской транспорт и поехать в центр города. В те годы не было ни кинотеатра «Аврора», ни гостиницы «Орбита». Лишь пустой зеленый холм, украшенный транспарантами и лозунгами.

im009-copy

Как центр досуга площадь Притыцкого состоялась 23 января 1988 года. Тогда прошел первый сеанс в новом трехзальном кинотеатре. Кстати, его название выбрали сами горожане. Газета «Вечерний Минск» объявила конкурс: жителям столицы предложили отдать предпочтение одному из двух вариантов — «Минск» и «Аврора». В кинотеатре было три зала: «Юнга» — на 200, «Лазурный» — на 300 и «Красный» — на 500 мест. Кардинально изменился статус площади Притыцкого в 1995-м. 3 июня торжественно открыли новые станции Автозаводской линии метрополитена — «Молодежную» и «Пушкинскую». Последняя превратилась в важнейший пересадочный узел. Отсюда начинался путь домой большинства из тех, кто обосновался в новых западных жилых массивах города. Для многих стало правилом хорошего тона назначить встречу в подземном переходе, чтобы потом вместе пересесть на троллейбус или автобус. Тем, кто жил в Кунцевщине или микрорайоне Запад-3, зачастую легче было показать дорогу к своему дому, чем пытаться объяснить гостю маршрут. Это не центр столицы, где бывали почти все минчане, а спальные районы, хорошо знакомые лишь местным.

С того же 1995 года площадь Притыцкого постепенно стали именовать Пушкинской — от одноименной станции метро. Сегодня же лишь старожилы вспомнят старое название.

В 2005 году станция «Пушкинская» перестала быть конечной — 7 ноября были открыты «Спортивная», «Кунцевщина» и «Каменная Горка». Жильцы микрорайонов Сухарево, Кунцевщина, Красный Бор и Запад вздохнули с облегчением. Путь на работу и обратно значительно сократился по времени. Спустя несколько лет «Пушкинская» уступила звание самого важного и многолюдного пересадочного узла «Каменной Горке».

Но статус места встречи фрунзенцев она не утратила. Здесь все так же много транспорта. Поблизости расположены магазины, рынок, точки общепита, кинотеатр «Аврора» и Ледовый Дворец спорта Минской области, которые неизменно пользуются популярностью у жителей.

Еще материалы рубрики:

МЕСТО ВСТРЕЧИ. Перекресток Независимости и Ленина

МЕСТО ВСТРЕЧИ: железнодорожный вокзал

МЕСТО ВСТРЕЧИ. «На Якуба Коласа у памятника»

Комментарии к статье
Добавить комментарий