На «Беларусьфильме» сняли 200-ю анимационную ленту

29 Ноя 2016 10:15 Комментариев нет
Беларусьфильм

Автор:

Виктория Семенович

Об успехах белорусской анимации и перспективах ее развития корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал директор студии анимационных фильмов «Беларусьфильм» Игорь Галиновский.

В этом году белорусская анимация отмечает 45-летие. Ее история началась в 1971-м, когда режиссеры Владимир Голиков и Марта Лубянникова приехали в Минск и сделали кукольный анимационный фильм «Незнайка-поэт». В ноябре 2016-го мы сняли 200-й мультфильм. Им стала первая часть мюзикла «Звезды седьмого неба» по книге Геннадия Давыдько. Это будет полный метр из 5 частей, съемки которого завершатся в 2019 году. Режиссер ленты Елена Турова. Мультипликационных персонажей озвучивают Тео, Светлана Бень, Денис Дудинский, Дядя Ваня. Это первое белорусское музыкальное анимационное кино.

— Что еще сняли в этом году?

Акцент был на обучающие мультики: «Чудеса в день рождения» Игоря Волчека, «Азбука опасностей» Татьяны Кублицкой, «Белорусская азбука» Владимира Петкевича. Продолжили съемки сериала про девочку Женю: сделали четвертую часть и с декабря запускаем в производство пятую часть. Планируем сделать полный метр. Выпустили заключительные 7-ю и 8-ю части сериала Александра Ленкина «Рыбка по имени Нельзя». Эти сериалы очень нравятся детям дошкольного возраста. Интересный фильм «Необычный детский сад» получился у молодых режиссеров Марины Лукьяновой и Руслана Синкевича. Знаковым для студии стал и «Марк Шагал. Начало» Елены Петкевич. Он уже успел получить призы на фестивалях «Анимаевка» — «За лучшее художественное решение» и «Лістапад» — специальный приз Парламентского Собрания Союза Беларуси и России «За верность нравственным идеалам в киноискусстве». Всего снято 9 фильмов общей продолжительностью чуть более 90 минут. Это тот объем анимационной продукции, который мы должны ежегодно производить согласно поручению Президента страны и стратегии развития кинематографа.

— Как создается белорусская анимация?

— Мы работаем в классических техниках: игровая перекладка на ацетатной пленке, рисованное кино, компьютерная перекладка, смешанная рисованная анимация. Некоторые режиссеры работают в «вырезанке», с песком, пластилином. В связи с тем что средств у студии немного, мы не можем делать 3D-анимацию. Анимация — это, в первую очередь, одушевление, когда картина оживает. В наших мультфильмах 25 картинок в секунде. Все рисуется ручками на бумаге либо на компьютере. Вот и считайте, сколько нужно рисунков. Мы снимаем фильмы продолжительностью 6,5 минуты, 10 и 13 минут. В среднем, производство длится от 8 до 13 месяцев.

— Получается, для 6-минутного мультика нужно более 9 тысяч картинок. Впечатляет! Сколько же человек работают над его созданием?

— В рисованном кино работают от 30 до 50 человек. Это художники-аниматоры, мультипликаторы, художники-прорисовщики, художники-формовщики… К сожалению, художники зарабатывают мало. По сути, они работают на энтузиазме. Бюджет анимационного кино не позволяет платить им больше. Поэтому молодежь у нас не задерживается. После практики молодые люди уезжают работать в Россию, Латвию, Чехию, где оплата труда в десятки раз больше.

— Какой бюджет выделяется на производство анимации?

— На 2017 год мы заявляли примерно 1,2 млн рублей. Деньги, как правило, выделяются на фильм, но он может сниматься на протяжении нескольких лет, и суммы переходят из года в год. Выделяемых средств достаточно, чтобы делать запланированный объем работ — 90 минут и 8–10 фильмов в год. Мы загружены на 100 %.

Окупаются ли мультфильмы?

— Полностью окупаемых анимационных фильмов практически нет. На детях много денег не заработаешь. Мы делаем короткометражные ленты, которые не выходят в прокат в кинотеатрах. Поэтому вся анимация финансируется из бюджета.

— Где можно увидеть современную белорусскую анимацию?

— Все фильмы мы отдаем на белорусское телевидение, их можно увидеть в эфире. Также их берут интернет-порталы, российская дистрибьюторская компания. Недавно порядка 170 фильмов отправили одному телеканалу в России. Хотелось бы отметить, что еженедельно проходят показы нашей анимации в музее истории белорусского кино. Подчеркну, что наша студия занимается только производством анимационной продукции, ее реализация — задача отдела маркетинга киностудии «Беларусьфильм».

— Чего в будущем ждать от вашей студии?

Сейчас составляем тематические планы до 2020 года, где мы предлагаем 31 проект. Министерство культуры как заказчик вместе с привлеченными специалистами будет рассматривать наши предложения и решать, какие фильмы войдут в перспективный план. В последующие годы планируем выпускать те же 90 минут и 8–10 фильмов в год. Так, в 2017 году намечено снять продолжение сериала про девочку Женю, мультфильмов «Чудеса в день рождения», «Азбука опасностей», «Белорусская азбука», «Звезды седьмого неба». В планах также и новые проекты. Например, фильм про Франциска Скорину «Магистр вольных искусств».

Также в ближайшие годы нам предстоит оцифровать ряд белорусских мультфильмов, снятых на пленку в советский период. Хочется создать полноценный цифровой архив всех 200 белорусских анимационных фильмов.

— Гордость студии анимационных фильмов «Беларусьфильма» — это…

У нас много прекрасной анимации. Гордость же — работы, получившие награды на международных фестивалях. Например, «И.С. Бах» Елены Петкевич награжден премией «Золотой орел» Национальной академии кинематографических искусств и наук России в номинации «Лучший анимационный фильм» 2012 года. В 2015 году «Ложка для солдата» Ирины Тарасовой взяла главную награду на международном славянском кинофоруме «Золотой Витязь» в России. «Рондо каприччиозо» Игоря Волчека завоевало «Серебряного Витязя», а также получило сертификат показа в программе «Лучший в мире» на международном анимационном фестивале в Хиросиме (Япония). «Пилипка» Татьяны Кублицкой получил приз «Золотой башмачок» в номинации «Лучший анимационный фильм» на кинофестивале в Чехии, «Дед» Александра Ленкина также признан лучшим детским анимационным фильмом на фестивале в Германии, а еще он награжден «Серебряным Витязем». Раньше мы делали достаточно много фестивального кино, сейчас же акцент на обучающих мультфильмах.

 

Комментарии к статье
Добавить комментарий