Сложности и опасности при строительстве подземки. Рассказ метростроевцев

29 Ноя 2016 16:41 Комментариев нет
img_6044

Автор:

Константин Белоус

Корреспондент агентства «Минск-Новости» посмотрел, в каких условиях работают метростроевцы.

img_6019

На одной из площадок строящейся станции третьей линии метро «Юбилейная площадь», прямо напротив администрации Центрального района, еще немноголюдно. Но уже многое готово для развертывания полномасштабных работ.

img_6020

img_6021

По центру аккуратно уложена дорога из массивных бетонных плит, установлен ряд бытовок.

img_6018

img_6040

Около огромного котлована глубиной 21 м уже функционирует большой кран. Рядом с ним высится гора грунта, стоят две породопогрузочные машины, контейнер, лежит увесистый валун. Его подняли на поверхность из тоннеля, в котором уже трудятся проходчики.

img_6059

img_6028-kazak

— Здесь смонтированы и функционируют два немеханизированных щита (ЩН1с), — рассказывает начальник участка СМУ № 1 Михаил Казак. — Правый щит уже прошел 192 м, левый с 15 ноября освоил лишь пару десятков метров. Оба перегона идут в направлении станции «Юбилейная площадь». В штате участка 73 человека, в большей степени проходчики, а также слесари-монтажники, электросварщики, дежурные слесари и машинисты электровоза. Строительству подземки заданы высокие темпы, поэтому трудимся в три смены, без выходных. В неделю по шесть восьмичасовых рабочих дней, за дополнительный оплата двойная. Зарплата проходчика зависит от трудового вклада, стажа и квалификации. В среднем выходит по 1 300–1 400 рублей. Отпуск у проходчиков от 36 до 42 дней, причем стараемся его предоставить в летний период. Текучесть кадров невысокая. Костяк — опытные профессионалы, в последнее время набираем и молодые кадры, причем со всей Беларуси. Кто-то быстро осваивается, кого-то доучиваем на практике.

Михаил Семенович на строительстве Минского метрополитена с первых дней, с 1980 года. «Юбилейка» — уже 9-я станция в его послужном списке. Был мастером, главным инженером и вот уже 26 лет возглавляет участок.

img_6030-nesterov

— Самое сложное в забое не физические нагрузки, к ним со временем привыкаешь, а непредвиденные обстоятельства, — говорит проходчик Василий Нестеров. — Никто не знает, что ожидает на следующем метре породы. За многие годы при прокладке тоннелей уже встречались и кости мамонтов, и артиллерийские снаряды, и останки немецких солдат. Геологические условия на улице Мельникайте сложные — супесь и суглинки, подчас встречаются и валуны, достигающие в диаметре 2 м. Они притормаживают скорость проходки, так как их нужно извлечь из земли и при этом не повредить оборудование и технику. Большие камни разбиваем на месте, режем, иногда удается достать целиком. Наибольшие затруднения вызывают подземные воды, когда нужно быстро локализовать плывуны, иначе бед не оберешься. Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают. Без чувства страха у нас работать невозможно. Такая работа пижонства не терпит! В любой момент может произойти ЧП — и подтопление, и возгорание. Случаются и травмы, поэтому технике безопасности уделяется повышенное внимание.

img_6048

img_6050

img_6052

Следом за Казаком крайне осторожно спускаюсь по ярусной лестнице в котлован. Левый тоннель освещен, в глубине его виден горнопроходческий комплекс. На входе в ожидании своей очереди породопогрузочный механизм, который, как и бетоноукладчик, хоть отчасти облегчает труд проходчиков. А основные инструменты их нелегкого ремесла — отбойный молоток, лопата и кувалда.

img_6083

img_6106

— В месяц в соответствии с графиком мы должны проходить по 45 погонных метров, в сутки — по 2–3 и устанавливать столько же бетонных или чугунных колец, — продолжает Михаил Казак. — В кольце диаметром 5,1 м 7 блоков. Вес бетонных нормальных — 1,1 т, лотка у основания — 2,1 тонны.

img_6063

img_6067

Разработка забоя ведется сверху вниз, в трех ячейках. В каждой по два человека, ведущий и помощник. Координирует их действия звеньевой. Допуски в отклонении тоннеля минимальные. Ось его по вертикали должна выйти в заданную точку плюс-минус 50 мм.

img_6079

img_6095

Работу проходчиков лучше один раз увидеть воочию. Трудятся в очень стесненных условиях, порой на корточках или согнувшись в три погибели. Кругом множество работающих домкратов, шлангов, труб. Часть забоя уже одета в дерево. И управляться здесь всем нужно максимально споро, ведь затруднения в работе одного человека останавливают ход всего проходческого комплекса.

img_6091

img_6122

img_6138-brigadir-aleksey-koltun

— Цикл проходки начинается с передвижки щита на полметра, для чего включаются 22 щитовых домкрата, каждый из которых выдерживает давление в 250 атмосфер, — поясняет бригадир Алексей Колтун. — После этого в ее торце вручную разрабатывается около 12,5 м3 грунта и его отгружают в вагонетку. Параллельно стенки тоннеля крепятся деревянной затяжкой. Щит проходит еще полметра. Потом производится первичное нагнетание за обделку около 3 кубов цементно-песчаного раствора, чтобы минимизировать водоприток и придать конструкции большую прочность и устойчивость. Затем домкраты убираются, а на их место монтируются кольцо тоннеля, железобетонные блоки или чугунные тюбинги. И все повторяется вновь.

Фото автора

 

Комментарии к статье
Добавить комментарий