Как формируется и на что тратится городской бюджет

30 Ноя 2016 17:02 Комментариев нет
1o9a6214-copy

Автор:

Елена Корниенко

Не правда ли, любопытно заглянуть в городской кошелек, узнать, как и кем он наполняется, выяснить, в какой степени комфорт столичной жизни зависит от наших трудовых усилий.

Корреспондент агентства «Минск-Новости» побеседовала с начальником главного финансового управления Мингорисполкома Алексеем Афанасьевым.

За строкой бюджета

— Алексей Викторович, из каких основных источников складывается бюджет столицы? Верно ли, что существенная его доля приходится на налоговые отчисления?

— Верно. Иных столь же мощных источников формирования бюджета, кроме налоговых поступлений, нет. Какие-то добровольные перечисления? Но они незначительны. Поэтому основная доля, конечно, приходится на налоги: подоходный налог, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налоги на собственность (на землю и недвижимость). Плюс неналоговые доходы, включая штрафы, удержания, административные платежи и прочие.

— Кто больше делает отчислений — граждане или предприятия?

— Считайте сами. Порядка 34 % поступлений в бюджет дает подоходный налог. Налог на добавленную стоимость привносит примерно 13 %. Налог на прибыль — чуть более 20 %. Цифры налогов на собственность сопоставимы с налогом на добавленную стоимость. Все остальное — перечень мелких поступлений: от аренды земельных участков, аренды имущества, дивидендов. Они по капельке, по капельке и складываются в неплохие суммы.

Кстати, бюджетное законодательство позволяет временно свободные денежные средства бюджета размещать в банковские вклады (депозиты).

— И как вы эти деньги рискуете отпускать?

— С умом отпускаем. Иначе никак нельзя.

— Как в настоящее время обстоят дела с городскими финансами и чего минчанам ждать в обозримой перспективе?

— Все, что запланировано основным финансовым документом города, должно быть выполнено, ничто этому не препятствует. Однако если объем бюджета условно пересчитать в долларах США, то в 2013–2014 годах годовой бюджет столицы достигал трех миллиардов, в 2016-м — немногим более двух миллиардов долларов, что частично связано с девальвацией. А хотим мы этого или нет, некоторое медицинское оборудование закупается за валюту. Скажем, какой-то аппарат как стоил 100 евро, так и будет стоить, только в рублях получится другая цифра. Кроме того, есть у города небольшие валютные обязательства по кредитам, которые за счет девальвационных процессов оказывают давление на бюджет.

— Сейчас много говорят об экономии бюджетных средств. Предполагается ли сокращение расходов в городском бюджете и по каким направлениям?

— Можно сказать не как будет, а как есть. Подходы какие? Все просто. Обеспечение бюджетными средствами в первую очередь социально защищенных статей. Капитальные расходы — по остаточному принципу. Соответственно, если некие финансовые проблемы возникают, приходится идти на сокращение прежде всего капитальных расходов. Сокращение расходов ни в коем случае не отражается на исполнении бюджетом своих социальных обязательств. Не думаю, что указанные подходы изменятся. Наверное, это правильно.

— На социальную сферу, которую ни в коем случае нельзя оголить, уходит какая часть бюджетных средств?

— Порядка 60 %. И львиная доля — на здравоохранение.

— А предусмотрен ли в городском бюджете некий неприкосновенный запас, деньги, которые нельзя трогать?

— Нет. Есть такое понятие, как оборотная кассовая наличность, но ее нельзя отнести к НЗ. Если бы в нашем управлении сидели роботы или, скажем, люди несведущие, может быть, и надо было бы иметь НЗ. Мы же стараемся свои знания применять, чтобы ситуаций, требующих некого НЗ, не возникало. В нашей работе нужны прагматичный спокойный расчет, планирование, своевременность принятия решений, чтобы не допустить ситуации, когда нечем финансировать незащищенные слои населения. Всё всегда подвергается анализу, рука постоянно находится на пульсе. Поэтому столь кризисные моменты даже не рассматриваю.

— Итак, чтобы городской бюджет был наполнен, надо иметь трудоспособное население, которое успешно работает на себя и на общее благо.

— Естественно, должна быть работающая экономика! Я всегда повторяю: бюджет — это зеркало экономики. Нет экономики — нет бюджета. И чем она эффективнее, тем энергичнее развивается город. Если экономика начинает чуть садиться, это сразу чувствуется. Областям в этом отношении сложнее, их бюджеты зачастую завязаны на одно-два бюджетообразующих предприятия, ухудшение показателей которых оказывает прямое влияние на возможности областных бюджетов. К счастью, в Минске всегда была диверсификация производственной структуры, столица не завязана на одно предприятие, много и офисов, и банковских учреждений, и торговых, и промышленных предприятий. И на нас в последнюю очередь сказываются негативные моменты.

Красноречивым языком цифр

— Защита интересов бюджета — одна из задач финансового управления. Но как с водой не выплеснуть и ребенка? Кто даст гарантию того, что решение выделять или не выделять средства правильное? Удается ли разглядеть в повседневной суете глубину и явление?

— Мы скоро вступаем в новый год с новым бюджетом, а уже в мае начнем работать над бюджетом-2018. Это далеко не недельный труд. Все отраслевые комитеты и управления Минского горисполкома делают подробные расчеты потребности, каждая цифра расшифровывается — на какие статьи расходов, на какие цели направляется. Потом это все сводится, Минфин по-своему просчитывает, мы — по-своему, проходят консультации, встречи, бывают споры, возражения. Степень накала доходит порой до самого высокого уровня.

Что касается социальной сферы, особой новизны нет. Есть определенное количество учреждений, функционирование которых необходимо обеспечить. Как правило, текущие расходы стараемся рассчитать копейка в копейку. С капитальными расходами сложнее. Специалисты отраслевых комитетов и управлений собирают информацию, анализируют, где какие пробелы, недостатки, и на основании этого формируют планы приобретений, капитального и текущего ремонта. Они знатоки в своем деле, им и расставлять приоритеты. Исходя, безусловно, из ресурсных возможностей городского бюджета.

— Наверное, каждой городской клинике хочется иметь современное медицинское оборудование.

— Каждой.

— И горожанам было бы хорошо.

— Так вот, задача отраслевого комитета — как раз найти баланс между развитием и стагнацией учреждений. В период, когда поступление доходов превышает запланированные показатели, то есть денег больше, естественно, мы имеем возможность больше направить на то же приобретение. Когда доходы поступают в запланированнных объемах или сокращаются, возможности по закупке оборудования также сокращаются. Таким образом, задача для отраслевиков непростая, потому что денег всегда не хватает. Надо стремиться, чтобы и обиженных не было.

— И все равно ведь таковые находятся…

— Есть, но надо вырабатывать иммунитет.

— Наверное, прав был известный американский финансист Морис Станса, говоривший, что «бюджет — это равномерное распределение разочарований».

— Или равномерное распределение радости. Представьте: человек просит пять рублей. Ему дают три. Есть же некая радость? Можно ведь и так подходить.

— Стакан полон или пуст…

— Если переходить на эмоциональный фон, то и такая терминология подходит. А мы — сухие люди, люди цифр.

— Сухие?

— Приходится, потому что если финансисты станут переходить на сантименты, входить в ситуацию, то тогда вообще решения никакого не примешь. Это как хирург — и жалко, а ради здоровья надо что-то сделать. И ради обеспечения жизнедеятельности, жизнеспособности системы приходится порой быть категоричным: «Нет, всё!»

— Но переубедить вас все-таки можно?

— Да, вполне. Иногда надо входить в положение, проникаться идеей, защищать ее. Понимаете, не жалко денег, жалко, если видишь, что их абсолютно бездарно тратят, если предприятие берет с таким настроением: «А, еще дадут»… Это задевает. Но если убеждаешься, что люди правильно подходят, стараются создать нечто и красивое, и удобное, и полезное, соглашаешься с их потребностями.

Проблемы и решения

— Минчане начали понимать, что не могут быть не вовлечены в городскую жизнь, там расходуются их налоги, и они имеют право знать, как проходит процесс. На ваш взгляд, надо об этом информировать горожан или это лишнее? И постижение тонкостей бюджета — дело исключительно профессионалов?

— Обладая информацией, люди реально смогут понять: деньги либо есть, либо их нет. И если городские власти принимают непопулярное решение, то не оттого, что кто-то с плохим настроением проснулся. Все основывается на серьезных расчетах.

Опять же, люди разные… Одни стремятся к конструктивному диалогу, другие — нет. Думается, при обсуждении каких-то больших проектов, например, как использовать конкретную территорию, на что лучше направить бюджетные средства в том или ином микрорайоне, привлечение граждан было бы полезно и необходимо. Понятное дело, принятие окончательного решения за профессионалами, но, бывает, у них замыливается глаз, и они не замечают очевидного.

— Одна из проблем Минска — нехватка парковочных мест. Часто приходится слышать мнение о том, что оптимальный выход — строительство паркингов. Насколько это реально?

— Их надо строить.

— За счет казны?

— Скорее всего, да. С привлечением средств тех, кто тоже хочет в этом поучаствовать. Но создав условия для хранения автомобилей, надо принять закон и штрафовать нарушителей. Предположим, у меня на расстоянии 500 метров от дома появится хорошая парковка с крышей — стены не нужны, достаточно «этажерки». Приехал, оставил машину, прошелся — утром или вечером даже полезно. Припарковался в неположенном месте — заплати штраф… один раз, второй… Только так. Иногда приходится слышать: надо стимулировать автолюбителей, чтобы пользовались парковками. Как стимулировать? Зачем? Ты нарушаешь Правила дорожного движения. Ухудшаешь условия проживания соседей. Двор захламляешь, не даешь проехать ни пожарным, ни машине скорой помощи. И так далее. Решение — только строить.

Еще одна проблема — иногородние водители. Все они направляются в центр. А по-хорошему на въезде в город должно быть информационное табло: через 500 метров поворот направо, там будет парковка. Подъехал к парковке — стоит указатель: через 100 метров станция метро, автобус, который идет напрямую в центр. Купил проездной на 2 часа, на день на все виды транспорта — и перемещайся. Нет, мы же едем до упора, а потом не знаем, где оставить автомобиль. Но надо хотя бы с чего-то начинать, тогда будет проще что-то еще добавлять. Можно 10 лет говорить: дорого, не получается, а можно за 2 года хоть одну перехватывающую парковку построить. Большую, на 1 000 мест. А через 10 лет кроме разговоров у нас появятся 5 парковок. Давайте посчитаем, у нас въездов сколько?

— Пять.

— Таким образом, через 10 лет каждый въезд будет обеспечен. И мы сможем повесить электронное табло, запустить маршрут, который в течение 10–15 минут доставит в центр. А мы всегда хотим года за три решить проблему. Давайте что-то одно возьмем за основу и будем потихонечку идти — «степ бай степ». Пять парковок построим, через 10 лет ближе к центру еще пять. Эту проблему наскоком не решишь.

— Алексей Викторович, на что направили бы пару-тройку миллиардов деноминированных рублей, появись они в бюджете сверх прогнозных показателей?

— Закончил бы все начатое. То, что уже раскопано. Если бы остались деньги, сел и подумал, что делать дальше. Когда меня убеждают: надо три копейки вложить, важно начать, я говорю: нет, ребята. Для начала должно быть как минимум 40 % от необходимых средств. А если вы кладете 5 %, то даже не думайте об этом. Не стоит пятилетку или даже десять лет кормить стройку. Если это надо — давайте строить. Если не надо — зачем начинать?

Комментарии к статье
Добавить комментарий