Не сразу праздник сладился: в 1929–1934 гг. Рождество и Новый год были под запретом

31 Дек 2016 19:05

Автор:

Блог автора

Как отмечали главные зимние праздники — Рождество и Новый год — в столице в дореволюционный период и советские времена, раскопал в архивах корреспондент агентства «Минск-Новости».

Публика гуляет

Зимние торжества в дореволюционном Минске начинались 25 декабря, когда заканчивался строгий Рождественский пост. Повсюду устраивали вечера, балы, елки. Народ развлекали артисты, музыканты, циркачи. Венцом многих мероприятий становился фейерверк. Именно Рождество Христово было главным зимним праздником. Официально гуляли три дня — с 25 по 27 декабря. А Новый год отмечали в основном состоятельные горожане и молодежь, ведь мастеровой люд возвращался к исполнению своих обязанностей утром 28-го. Для христиан 1 января в первую очередь был днем Обрезания Господня, а уже во вторую — началом нового года.

В этот день считалось правилом хорошего тона поучаствовать в благотворительных мероприятиях — утренниках, вечерах, аукционах, концертах и маскарадах. Их устраивали организации, учреждения и благотворительные общества. Вырученные средства шли на подарки беднякам, в приюты, богадельни.

О том, сколько минчан участвовало в зимних забавах, красноречиво говорит заметка из газеты «Минский листок», вышедшей в один из первых дней января 1900-го (в тот год празднование Нового года пришлось на выходные): «В субботу 1 и воскресенье 2 января на катке в городском саду состоялись гулянья при оркестре военной музыки. Опять приходится заметить, что масса публики гуляет на льду и сильно мешает катающимся. Между тем для гуляющих кругом катка отведено довольно места. На первые дни Рождества, например, на катке была такая масса публики и оттого произошла такая давка, что решительно невозможно было кататься, и множество любителей этого спорта, не удовлетворив своих спортивных желаний, принуждены были убраться восвояси».

Смена дат

Большинство европейских стран к началу ХХ века жили по григорианскому календарю, а Россия — по юлианскому. В октябре 1917 года власть в стране перешла к большевикам, и уже 24 января 1918-го Совет Народных Комиссаров принял «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря», подписанный В.И. Лениным. Было решено «первый день после 31 января сего года считать не 1-м февраля, а 14-м февраля, второй день — считать 15-м и т. д.».

Введение нового календаря вступило в противоречие с православными праздниками, которые церковь продолжила отмечать по юлианскому календарю. Православное Рождество Христово с 25 декабря перешло на 7 января, и верующие стали праздновать его после Нового года. При этом в первые годы советской власти Рождество еще оставалось официальным выходным днем, но… по старому календарю. Такая путаница, судя по всему, была выгодна новой власти, боровшейся с церковными традициями. В течение нескольких лет после введения григорианского календаря газетные заметки от имени рабочих коллективов призывали не отмечать Рождество 25 декабря, а выходить в этот день на работу. Среди обывателей было много пересудов по поводу того, почему в официальном календаре 25 декабря — рождественский выходной, а в церквях Рождество празднуют лишь через две недели.

А в 1929 году оба праздника — Рождество и Новый год — и вовсе оказались под запретом. Было запрещено и наряжать елку.

Возвращение

И все же справедливость по отношению к зеленой красавице каким-то чудом восторжествовала. 28 декабря 1935 года в газете «Правда» была опубликована статья советского государственного и партийного деятеля Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». В ней он призывал: «…в школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская елка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года елку для своих ребятишек».

И уже 31 декабря 1935 года лесная принцесса робко вошла в дома минчан. Тогда многие не верили, что она станет официальным атрибутом новогодних торжеств. Да и сами эти торжества еще долгих 14 лет именовались праздником советской детворы. И лишь в 1949 году 1 января объявили нерабочим днем.

Это был поистине переломный момент. Новый год очень быстро превратился в общенародное торжество. Да, 1 мая и 7 ноября люди выходили на демонстрацию, многие втайне отмечали Пасху и Рождество. А тут появился праздник, который был понятен и детям, и взрослым, идеологически почти никак не обоснован и, более того, даже с неким негромким напоминанием о Рождестве. Очень быстро сложились новогодние традиции — подарки под елочкой, богатый стол, шампанское, искры бенгальских огней… Потом к ним добавился совместный просмотр телевизионной праздничной программы: первый новогодний «Голубой огонек» был показан Центральным телевидением 31 декабря 1962 года.

Справочно

Возможность пригласить Деда Мороза на дом появилась у минчан в 1988 году. До этого сказочный персонаж вручал подарки на детсадовской или школьной елке. А если приходил домой, то под яркой шубой и накладной бородой скрывался папа, другой родственник или хороший сосед.

Комментарии к статье
Добавить комментарий