Уникальная коллекция старых колоколов собрана в минском храме

03 Янв 2017 11:12

Автор:

Блог автора

Коллекция из 35 старинных колоколов собрана в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Корреспондент агентства «Минск-Новости» побывала в приходе и узнала историю их появления в Минске.

Так уж получилось, что колокола положили начало будущему музею православного храма. Экспозиция расположилась в церковно-социальном центре прихода.

IMG_6338 IMG_6341

IMG_6346 copy

IMG_6385 copy

Мы стали собирать колокола, которые для службы уже непригодны, но представляют духовную, историческую и культурную ценность, — пояснил заведующий отделением звонарей Минского духовного училища магистр искусств Богдан Берёзкин. — Если на колоколе образовалась трещина, то отремонтировать его уже нельзя. То есть заделать дефект можно, но только визуально, потому что восстановленный звучать не будет. Даже при производстве, если струя расплавленного металла хоть на миг прервется, в этом месте образуется так называемая неслитина, то есть микрошов, что влияет на звук. Идеальный вариант — снять копию со старого и снова залить. Получится хоть и новодел, но звучащий. И в храмах, если колокол поврежден, его обычно сдают на переплавку.

IMG_6347 copy

IMG_6350 copy

IMG_6351 copy

IMG_6348 copy

Первый экспонат привезен из Брестского Свято-Воскресенского собора. На нем образовалась трещина, поэтому его собирались переплавить. Однако в Минске нашелся спонсор по имени Александр, который оплатил ремонт музыкального инструмента, и он был подарен будущему музею храма. Место «операции» на экспонате хорошо видно.

Вот где трещина проходила, — показал Богдан Владимирович. — Ее сначала заварили, затем шов срезали и отполировали.

— Когда он был отлит?

В 1935 году. Его уникальность в том, что в Советской России колокола в то время уже не делали. Этот предположительно отлит на территории современной Беларуси, которая тогда была под Польшей. Он из категории подзвонных и во время церковных служб дополняет ансамбль звучанием. По форме напоминает католический. Видите, верхняя часть — корона — как срезанная, а у православных — круглая. У нас в колоколах раскачивается язык, а там — вся деревянная конструкция вместе с закрепленным в ней колоколом (очепной способ). В России такой сохранился только в Псково-Печерском Успенском монастыре.

— В Минске колокола тоже отливали?

— Да, этим до революции занимался литейный завод Бренгаша, который находился в Минске. Один из колоколов этого завода сейчас в храме села Красное под Молодечно. Весит почти 100 пудов, или около 1 600 кг. Работающий и шикарно звучащий.

IMG_6349 copy

IMG_6352 copy

IMG_6354

Еще один раритет привезен из Зельвенского района Гродненщины. Когда в советские времена там закрывали храмы, из Академии наук приехала экспедиция ученых, которые пытались спасти старинные предметы и вещи. Собрали в деревне людей и спросили, можно ли забрать колокол из местного храма, чтобы сохранить его в фондах академического музея. Тем более что при церкви имелся еще один, весом 1,5 тонны. Жители согласились, и колокол доставили в Минск. Он целый, звучащий. В начале 2000-х его временно передали в экспозицию храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

IMG_6375 IMG_6397

IMG_6360 copy

IMG_6366

IMG_6356 copy

Есть колокол весом 250 кг. Тоже звучит. Отлит в 1802-м, о чем свидетельствует надпись на его стенке. А этот, маленький, с заделанной сверху трещиной, — 1703 года. Весит, как на нем обозначено, всего 0,5 пуда. Его профиль не традиционно русский, поэтому можно предположить, что он отлит на белорусской территории. Привезен из поселка Шпаковщина Глубокского района. В 2003 году будущему музею его подарил местный священник. Во время Великой Отечественной войны в храме был и другой колокол. В него звонили, когда дозорные видели фашистов, которые ехали в деревню, чтобы угнать молодежь на работы в Германию. Узнав об этом, оккупанты решили его ликвидировать, но не успели. Жители сняли и закопали, ведь он спас столько жизней! То место до сих пор не найдено. Еще один экспонат коллекции — 1928 года — отлит на заводе Андреева в городе Валдай. Весит 40 кг. На постсоветском пространстве таких осталось всего 2 — в Минске и Валдае.

— На нем были очень большие трещины, — продолжил Богдан Берёзкин. — Есть определенные правила: если хоть одна появилась, рядом надо насквозь просверлить маленькую дырочку, и повреждение дальше не пойдет. А здесь этого не сделали.

— А на звучание повлияет, если сделать отверстие, как вы говорите?

— Смотря в каком месте треснет. Если в звуковом кольце, где бьет язык, то звон нарушится. Если трещина в других местах, то может и не влиять. На могилевском кафедральном соборе висит колокол завода Лаврова, XIX век, полтонны весом. В период, когда храмы закрывались, уничтожались, в него стреляли из винтовки, чтобы испортить звон. Пули прошли насквозь и оставили 3 отверстия. А колокол все равно звучал и звучит так, как надо.

IMG_6369 copy

IMG_6372 copy

IMG_6403

В экспозиции есть и другие колокола. Например, один производства Московского завода Самгина привезен из Могилева. Другой — 1704 года литья — передан музею минским храмом в 2009 году. Трещинка на нем едва заметна, да и то только изнутри. Поэтому ремонтировать его не будут.

Из церковно-социального центра мы перешли в звонницу храма, где висят 12 колоколов, действующих и прекрасно звучащих. Из них только 4 — нового литья. Остальные производства XVIII–XX века. Один, например, отлит в Несвижской мастерской братьев Апановичей — известная династия белорусских литейщиков — в 1777 году. Второй сделан на заводе Павла Финляндского в Москве.

IMG_6418 copy

IMG_6410 copy

IMG_6420 copy

В звоннице также хранится около десятка экспонатов. Вот колокол XIX века, сделанный на заводе Самгина в России. От времени слегка позеленел. А этот — 1927 года литья — привезли из Кобрина. Еще один, небольшой — из-под Смолевичей. XIX век. Неработающий — с трещиной.

— А этот колокол — дар Валдая, — показывает Богдан Владимирович. — 1881 год. Привезли из села Пурех Нижегородской области. На нем написано: «Серебро».

— Что это дает?

До 2 % в сплаве оно нейтрально. По легенде, от серебра исчезает всякая нечисть. Также оно обладает свойством обеззараживать. Но если в сплаве более 2 % серебра, звучание хуже и быстрее затухает. Колокола отливают из бронзы — сплава из 80 % меди и 20 % олова. У каждого мастера была своя форма отлива, свой почерк. Без соблюдения определенных пропорций лепной орнамент на колоколе — изукрас — может отрицательно повлиять на звук. Так же, как и толщина стенки. Вроде бы форма, диаметр одинаковые, а вес отличается на кило — и высота звучания уже другая.

IMG_6364 copy

IMG_6371 copy

IMG_6401

— Отливается ли колокол специально для определенного звона и должен ли соответствовать каким-то нотам? Или что получится?

Теоретически ноту сейчас можно рассчитать. А практически при литье разбежка может быть до полутона. Это тоже свойство бронзы. Зависит от температуры заливки, количества примесей, формы. Все влияет на высоту звучания. Современные литейщики в своем модельном ряду, к примеру, пишут: «колокол 5 кг». Далее идут размеры и основной тон — допустим, нота ми. При этом некоторые производители еще указывают: «плюс-минус полтона». На одном из российских литейных заводов я увидел 3 одинаковых по форме и размерам колокола. Но при звучании они издавали звуки разных нот. Оказывается, у них был разный вес — 6, 7 и 8 кг. Почему же так получилось, если их отливали в одинаковых глиняных формах? Оказалось, и те чуть-чуть отличались. Глина — капризный материал. Чуть больше усохла, и это сразу отразилось на звучании.

В храме продолжают собирать экспонаты для будущего музея. Так, экспозиция пополнилась формами для литья колоколов от 8 до 1 000 кг. Они достались приходу от закрывшегося в 2013 году минского завода «Отменное литье».

Справочно

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» находится на ул. Притыцкого, 65.

Фото Сергея Пожоги

 

 

 

Комментарии к статье
Добавить комментарий