Эксперт рассказал, почему водители не ждут бегущих за транспортом

13 Янв 2017 12:10

Автор:

Блог автора

«Я в синий троллейбус сажусь на ходу…» Сегодня строка известной песни может стать основой поучительной лекции для пассажиров.

Современникам Булата Окуджавы, видимо, не приходилось решать дилемму, которая встает иногда перед нынешними пассажирами: догнать транспортное средство с риском для здоровья или подождать следующего. То ли конструкция московских троллейбусов середины прошлого века настолько отличалась от современных минских, то ли имеются другие причины, но сегодня запрыгивать в них на ходу, как, впрочем, и в автобусы, категорически не рекомендуется.

Последний шанс?

Стремясь догнать транспортное средство, отъезжающее от остановки, люди обычно воспринимают его как последнюю возможность уехать. В жалобах, которые горожане направляют в «Минсктранс», они объясняют свое поведение нерегулярностью или большими интервалами движения общественного транспорта: мол, следующего пришлось бы ждать 10–15 минут. Отчасти их можно понять, особенно когда на улице мороз, ветер…

— Но когда на одной чаше весов 10 минут ожидания, а на другой — жизнь и здоровье, стоит остановиться и задуматься, что важнее, — уверен начальник управления безопасности движения ГП «Минсктранс» Константин Гололобов. — Еженедельно к нам поступают жалобы, связанные с тем, что водитель не подождал бегущего пассажира или его зажало дверями во время посадки. После разбора ситуаций чаще всего выясняется, что тот не входил в автобус или троллейбус с посадочной площадки, а бежал сзади или со стороны. При этом обиженные граждане твердят примерно одно и то же: «Я уверен, что водитель меня видел, но из вредности не захотел подождать (зажал дверями)». Хочу пояснить, что в большинстве подобных случаев водитель как раз не видит пассажиров: в боковое зеркало заднего вида остановка просматривается метра на полтора от автобуса. Кроме того, после закрытия дверей водитель переключает внимание, глядя в левое зеркало, чтобы безопасно отъехать.

В подвижном составе есть системы, предотвращающие движение, если двери не закрыты: когда между створками оказывается препятствие, они открываются. А если двери закрыты, гаснут контрольные лампочки в кабине, для водителя это сигнал, что можно ехать. После закрытия дверей водитель может их открыть повторно, если есть в запасе время, чтобы уложиться в расписание, и он уверен, что при этом никто из пассажиров не выпадет из салона. Безопасность людей — главный фактор при принятии решения. Ведь по речевому информатору пассажиры уже услышали: «Осторожно, двери закрываются», и некоторые, особенно в переполненном транспорте, оперлись о двери…

Бой с дверью

Если остановочный пункт или транспортное средство оборудованы камерами видеонаблюдения, то разбор полетов в подобных ситуациях заканчивается, как правило, миром. Пассажиры, видя со стороны, как все происходило, принимают наши доводы, — продолжает специалист. — Но главная проблема в том, что, пытаясь запрыгнуть в транспорт по завершении посадки, люди рискуют здоровьем. Надо понимать: когда двери закрываются, нельзя этому мешать! В ПДД и правилах перевозки пассажиров не зря сказано, что по окончании высадки-посадки запрещено препятствовать закрытию дверей и пытаться открыть их.

Константин Гололобов показал нам два видеоролика, запечатлевших бегущих к транспорту пассажиров, и рассказал об одном трагичном случае.

На первом видео парень выбегает из подземного перехода и пытается заскочить в закрывающиеся двери автобуса. Ему зажимает ногу, дверь открывается, и юноша выпрыгивает из транспортного средства на площадку. Двери закрываются, автобус отъезжает. С жалобой в «Минсктранс» по этому поводу обратилась мать парня, которая, как оказалось, в тот момент была уже в автобусе. Но когда просмотрела видеозапись, на которой молодой человек заскакивает в машину едва ли не на ходу, от претензий отказалась.

На втором видео зафиксирована ситуация, которая могла закончиться весьма плачевно. Остановка на проспекте Независимости. Автобус 91-го маршрута завершил посадку пассажиров. На площадке — никого. Вдруг откуда ни возьмись к автобусу буквально подлетел мальчишка лет 10 с мороженым в руке и врезался в почти закрывшиеся двери. Ребенок упал, но тут же поднялся. К счастью, водитель увидел его и открыл двери. Мальчик запрыгнул в автобус и как ни в чем не бывало продолжил доедать лакомство. При пристальном рассмотрении стало понятно, что он выскочил из-за киоска на остановке. Водитель просто не мог его заметить. Еще чуть-чуть — и мальчишка угодил бы под колеса!

Бывает, автобус отъезжает от остановки, а пассажир подбегает и в ярости стучит по дверям ногой, рукой, спотыкается, цепляется одеждой и падает. В 2015 году на улице Калиновского изрядно выпивший гражданин (в его крови, как выяснилось, содержалось больше 3 промилле алкоголя) полусидел-полулежал на скамейке под навесом на остановке диспетчерской станции. Когда длинный троллейбус начал отъезжать, мужчина вдруг бросился к предпоследней двери, ударился о нее, упал и угодил под задние колеса. Летальный исход…

Человеческий фактор

Впрочем, судя по интернет-форумам, обращениям читателей и по личным наблюдениям автора этих строк, далеко не во всех таких ситуациях водители бывают белыми и пушистыми. Встречаются и среди них равнодушные, уставшие, обозленные на весь белый свет.

Не исключаю, что и наши работники допускают нарушения: иной раз закрывают двери еще до окончания посадки, отвернувшись или по неосторожности. Но таких случаев несколько на сотню, — утверждает Константин Гололобов. — В подобных ситуациях привлекаем водителей к дисциплинарной ответственности, а если нарушения со стороны водителя повторяются, ставим вопрос о расторжении с ним трудовых отношений.

Справочно

«Пассажир обязан: не входить в транспортное средство и не выходить из него после объявления о закрытии дверей; ожидать транспортное средство на посадочной площадке, а при ее отсутствии — на тротуаре; не создавать своими действиями, состоянием и поведением неудобств другим пассажирам, водителю… не открывать самостоятельно двери транспортного средства, не мешать открытию и закрытию дверей…». (Из Правил перевозки пассажиров городским электрическим транспортом.)

Комментарии к статье
Добавить комментарий

Валерий

Ни при каких условиях водитель автобуса, машинист метро и так.д. не ждет бегущего пассажира. График движения прежде всего. Не скажу за наземный транспорт, там интервал побольше, но запрыгнуть на ходу в поезд метро-признак нехватки ума. Через 2-4 минут следует поезд,пожалуйста подождите.

Валерий

…из инструкции работы машиниста метро : машинист поезда имеет право ограничивать посадку пассажиров для соблюдения графика движения поездов. Данный пример особенно касается станции метро «Октябрьская. «где посадка ограничивается только работой дверьми поезда.

Анна

Сегодня 30.05.2017 была неприятно удивлена поведением водителя автобуса #140. Ситуация произошла около 16:00 на остановке сдедующей от конечной на Ждановичах. Автобус двигался в сторону города. Я пробежала к автобусу 30 метров. Водитель не мог не видеть меня, т.к. бежала я навстречу автобусу, не со стороны, а лоб-в-лоб. Бежала я все время высадки и посадки пассажиров. Когда мне оставалось метров 10 до автобуса, водитель закрыл дверь и отчалил. Я ему махала все время, пока он отьезжал. Я понимаю время и график — это важно, но он просто сделал вид, что не видит. Это — скотство. Думаю, ему к себе такое отнощение не очень понравится. Так вот, господа водители, когда вас что-то будет задевать в отношении к вам со стороны других, вспомните, как ведете себя вы и продолжайте рулить изо дня в день свои автобусы по одному и тому же маршруту до конца своих дней!!