Сбиты с толку

18 Янв 2017 17:01

Автор:

Блог автора

В СМИ участились истории о том, как белорусы, пытаясь решить проблемы, отдают последние деньги экстрасенсам. Или сетевым распространителям

Множатся объявления, обещающие, что гадалка в пятом поколении снимет венец безбрачия или избавит от финансовых долгов. На днях знакомая, у которой трудный жизненный период, решила поучаствовать в вебинаре стоимостью 100 долларов. Российский парапсихолог обещала избавить от всех проблем. Расхваливая целительницу, показала мне часть предыдущего выступления. И что же? Через слово маг использовала слова «боль», «страдание», «страх». Не нужно быть дипломированным психологом, чтобы понять принцип действия: прослушав пару-тройку таких записей, начинаешь верить, что у тебя все плохо. А тут экстрасенс обещает помочь. Пыталась донести свою точку зрения знакомой, но та отказывалась меня слышать. Что ж, наверное, любая жизненная ситуация дает возможность получить необходимый для нашего развития опыт…

Который год подряд в Минске сетевые распространите продают кастрюли, одеяла, фильтры для воды по баснословным ценам… А крем для лица? В косметическом салоне девушки в белых халатах при проведении SPA-процедур то и дело разбавляют свою речь специфическими терминами. В итоге женщины уходят с чемоданчиками чудодейственной косметики в одной руке и кредитным договором — в другой.

По словам защитников прав потребителей, в прошлом году их завалили жалобами-просьбами: «Помогите вернуть деньги за ненужный товар!» Как работают? Гипноза нет и в помине. Есть только расфокусировка внимания, приводящая к внутреннему торможению клиента. Практически по его собственной воле. Обычное манипулирование желанием быть здоровыми-молодыми-красивыми и нежеланием прикладывать усилия для изменение ситуации.

Тема манипулирования клиентами с целью получения прибыли не нова — есть даже термин такой — «нейромаркетинг». Показателен пример коллеги-журналиста, описавшей случай, как бизнесмен рекомендовал увеличить прибыль киоска, научив буфетчиц на просьбу приготовить кофе говорить: «Кофе… и булочку?» Человеку утром проще согласиться, чем отказаться. Отказ требует ментальных ресурсов, которые с утра есть только у «жаворонков», да и то не у всех…

Как не согласиться, если договоры на покупку товаров в кредит часто заключают в обстановке, которая оказывает давление на потребителя: шумные душные помещения, громкая или успокаивающая музыка, использование ароматических средств, которые притупляют внимание покупателя, не дают ему сосредоточиться, реально оценить ценность и нужность предлагаемых товаров и услуг?

Но вернемся к мистике. В Беларуси запретили рекламу целителей и экстрасенсов. Парадокс в том, что этот запрет не поспособствовал уменьшению масштабов их деятельности. Подобные «специалисты» ушли в подполье. Почему же их услуги востребованы? Возможно, это вопрос ответственности. За свою жизнь, отношения, благополучие. Намного проще переложить ответственность на плечи всемогущего мага. Гораздо труднее собрать волю в кулак и заняться, наконец, физическим здоровьем — например делать по утрам ту же «планку» (а не пилюли для похудения пить), наведением порядка в квартире и, в конце концов, в голове.

А еще хочется верить, что дважды в одну и ту же реку не входят. И единожды обманутый станет мудрее и наконец возьмет ответственность на себя и за себя.

 

Комментарии к статье
Добавить комментарий