Почем билет на балет: самые дешевые билеты в кукольном театре, самые дорогие — в Большом

22 Янв 2017 14:34

Автор:

Блог автора

Высока ли в Минске плата за искусство лицедеев? Какие спектакли самые дорогие? Корреспондент агентства «Минск-Новости» заглянула в театральные кассы.

В разговоре с одним режиссером довелось услышать: спектакль — это ночная бабочка. Часика два помахала крылышками у зрителя перед носом, а утром под грузом забот он о ней уже и не вспомнит. Поэтому смысл сценического действия и цена на него должны быть легкими и демократичными. Подчеркну: это точка зрения режиссера, который ориентируется на заполняемость зала. Разбежка цен на билеты в его драмтеатре довольно большая — от 6 до 20 рублей. (Здесь и далее указана стоимость одного места в театрах республиканского и муниципального подчинения.)

Сегодня минские театры сами определяют цены на билеты. Зрителю оставлено право выбирать. При такой системе взаимоотношений никто не страхует театр от коммерческих убытков либо репутационных потерь, а зрителя — от галиматьи на сцене, оплаченной кругленькой суммой.

На цену влияет много факторов: старый спектакль либо новый, количество занятых артистов, — поясняет Ольга Гудожникова, начальник службы маркетинга Музыкального театра. — Скажем, на февральские показы премьеры сезона мюзикла «Джейн Эйр» места в партере стоили 15–17 рублей. Говорю в прошедшем времени, потому что билеты проданы, остались единичные кресла. Можете пойти на оперетту «Цыганский барон»: партер — 10–12, бенуар — 9 рублей. Или на балет «Лебединое озеро»: партер — 12–15 рублей. В нашем театре действуют 5 ценовых зон, на разные кошельки. Не могу сказать, какая зона самая ходовая: минчане берут билеты подороже, иногородние — подешевле, им ведь надо еще и дорогу оплатить. Билеты поступают в продажу за 2–3 месяца до спектакля. Расписать регламент на весь сезон невозможно, так как мы в своих планах подвижны, принимаем гостей из зарубежных театров, сами выезжаем…

Из драматических сцен самая дорогая — Купаловская. Ценовых зон здесь немало, диапазон большой: например, партер на «Пiнскай шляхце» обойдется в 18 рублей, а «Пан Тадэвуш» потянет уже на 30! Есть и «некусачие» билеты за 4–6 рублей на места с пометкой «агляд сцэны абмежаваны». Услышать услышите, а вот увидеть… Если судить по расценкам, то в Театре-студии киноактера наиболее популярна комедия «№ 13» — за нее придется выложить 17 рублей. Довольно дешево в ТЮЗе: премьерные «Беларускiя вадэвiлi» можно посмотреть за 5–8 рублей. В кукольном еще дешевле: спектакли утром и днем в будни продаются по 4–4,5 рубля, а в выходные и праздники — по 5–5,5. Премьера прибавит к последним ценам рубль. Вечерняя постановка облегчит карман на 6 рублей. Одиночки сюда редко ходят, так что культпоход с ребенком обойдется в 8–11 рублей. Когда билеты в кассе кончаются, дают входной квиток за 5 рублей: придется весь спектакль стоять.

Самые высокие цены — в Большом театре Беларуси. Бренд театра, его роскошь, участие в спектаклях приглашенных оперных и балетных звезд мирового уровня, хор, оркестр, костюмы, оформление сцены — Большой не может быть дешевым. Верхушка ценового айсберга расположена в VIP-зоне — в ложах по бокам партера: 120 рублей за место на некоторые спектакли. Однако, если вы изучите «карту цен» на сайте одного из продавцов-посредников, то многому удивитесь. Можно найти хорошее место, например на оперу «Царская невеста», на первом ряду балкона за 6 рублей, на втором ряду бенуара за 7, в партере за 11. На балет «Любовь и смерть»: 7, 10 и от 15 соответственно. Согласитесь, это по-божески.

Некоторые нюансы ценовой политики разъяснил Виктор Старовойтов, генеральный директор Молодежного театра.

Наш театр получает норматив: сыграть 240 спектаклей в год. Так как мы учреждение муниципальное, город выделяет для этого определенные средства, — поясняет он. — По сути это дотация, чтобы культура была доступна для всех, включая студентов и пенсионеров. Конечно, зарабатываем на продаже билетов. Но если суммировать все затраты театра: содержание здания, коммунальные услуги, зарплаты и гонорары, то получится, что зритель свое место на спектакле не оплачивает даже наполовину. Однажды мы сделали расчет, сколько должен стоить билет, чтобы театр смог обойтись без господдержки. Оказалось, 120 долларов в эквиваленте. Поэтому самоокупаемых стационарных театров не бывает вообще. Частный театр может, конечно, существовать, но только в таком варианте: в одной комнате репетируем, во второй — показываем спектакль. Антреприза? Это способ зарабатывания денег: собрали известных актеров из разных театров и выставили большую цену на билеты.

Виктор Андреевич, если театру дано право устанавливать цены, есть смысл поднять уровень самоокупаемости?

Для чего? Играть в полупустом зале? Нехорошо. Ущемляется самолюбие артистов. Зритель чувствует себя некомфортно. Теряется живой контакт сцены и зала — то, что составляет суть театрального искусства. Об этом мы часто говорим на заседаниях совета директоров театров города Минска.

Будет ли повышение цен в этом году?

Прогноз — дело неблагодарное. Повысится у зрителя зарплата — видимо, и мы поднимем цену. Но ненамного, не более чем на рубль.

Справочно

Сегодня средняя цена театрального билета в Минске — 10 рублей.

Комментарии к статье
Добавить комментарий