В доме-интернате для детей-инвалидов хотят создать спецотделения для нуждающихся в паллиативном уходе

31 Янв 2017 09:30

Автор:

Блог автора

 

В Мингорисполкоме состоялся круглый стол на тему ухода за детьми с тяжелыми формами инвалидности и нынешнего состояния домов-интернатов, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Круглый стол был организован по инициативе комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома.

В Беларуси проживают 29,5 тыс. детей-инвалидов. Из них только 710 находятся в домах-интернатах. То есть большинство особенных ребят воспитываются в семьях.

— И это огромное благо прежде всего для самих детей, так как каждый ребенок имеет право находиться рядом со своими родителями, — подчеркнул заместитель министра труда и социальной защиты Александр Румак.

Сегодня пребывание в стационарном учреждении рассматривается как крайняя мера, необходимость в которой возникает в том случае, когда папы с мамами не в состоянии обеспечить ребенку специализированный уход. Как правило, дети, проживающие в домах-интернатах, имеют тяжелые диагнозы. Сейчас их 710, из них 380 находятся на постельном режиме.

Безусловно, хотелось бы, чтобы подобных учреждений не существовало. Как свидетельствует зарубежный опыт, это отнюдь не утопия. В частности, в Швеции для ребят с множественными нарушениями в развитии находят приемные семьи, которые готовы взять на себя заботу о них.

В свое время я училась в этой скандинавской стране и работала в детском саду, — рассказала председатель благотворительного общественного объединения «Мир без границ» Татьяна Поевская. — В группе было двое малышей, которые не могли ни стоять, ни сидеть, ни говорить, питались через зонд. Тем не менее посещали обычное дошкольное учреждение. Сейчас они учатся в школе, естественно, по своей программе. Шведское общество давно пришло к тому, что любой ребенок независимо от того, в каком состоянии находится, нуждается в развитии. Даже если проживет всего несколько лет. Надеюсь, со временем в сознании белорусов тоже произойдут изменения и появятся семьи, которые захотят заниматься безнадежными на первый взгляд детьми. А примеров, подтверждающих то, что и у них есть реабилитационный потенциал, хватает и в нашей стране. В одном из отечественных интернатов мы работали с парнем, который был в самой тяжелой группе. Сегодня он не только ходит и произносит отдельные слова, но и вырезает с помощью пальцев ног картины.

Основная задача дома-интерната, где находятся дети с тяжелыми и множественными нарушениями психофизического развития, — обеспечить им надлежащий уход и медицинскую помощь, а также предоставить право на получение специального образования.

МК_СОЦИУМ_круглый стол по психоневрологическому интернату_Лукашов_8196 - Copy copy

Сегодня в минском Детском доме-интернате для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития проживают 126 воспитанников, 85 из них в возрасте до 18 лет. Несколько лет назад здесь было открыто молодежное отделение — для тех, кто достиг совершеннолетия. Только у 16 воспитанников есть родители, остальные сироты. 90 % подопечных относятся к категории лежачих. 40 ребят находятся под паллиативным наблюдением. В настоящий момент комитет по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома рассматривает возможность создания в Детском доме-интернате для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития специальных отделений, в которых будут осуществлять за нуждающимися паллиативный уход. Планируется, что их будет два: одно для детей в возрасте до 18 лет, второе для молодых инвалидов. Для новых подразделений разработают штатное расписание, которое предусматривает введение дополнительных должностей медицинских сестер. Также с ребятами здесь будут работать массажисты.

При этом не стоит забывать, что в интернате живут разные дети — не только те, кто нуждается в паллиативном уходе. Мы должны обеспечить им возможность для самореализации, — отметила председатель комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Жанна Романович. — В частности, в первую очередь речь идет о создании трудовых мастерских. Второе направление работы — строительство дома самостоятельного проживания для ребят с синдромом Дауна. Таких социальных проектов может быть гораздо больше — мы рассчитываем, что общественные организации помогут воплотить их в жизнь.

— На социальном поле работы хватит всем, — высказал точку зрения Александр Румак. — Пример, как готовить к самостоятельной жизни ребят из домов-интернатов, показало как раз-таки одно из благотворительных объединений «Мир без границ». Проект по сопровождаемому проживанию молодых инвалидов реализуется в Беларуси с 2011 года. Начинали с Витебской области — с Богушевичского дома-интерната для детей с особенностями психофизического развития. Сегодня такие отделения созданы практически во всех стационарных учреждениях страны. Еще одна общественная организация, «Помощь детям Чернобыля», оказала аналогичную поддержку Весновскому дому-интернату для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития. В последние годы в стране предприняты серьезные шаги по совершенствованию законодательной базы, внедрению новых социальных услуг, которые позволяют заниматься реабилитацией людей с инвалидностью.

Подопечных столичного Детского дома-интерната для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития регулярно навещают ребята из волонтерских отрядов «Милосердие» и «Доброе сердце» Белорусского государственного педагогического университета, а также сестры милосердия из Свято-Елисаветинского монастыря. Именно по их инициативе планируется построить дачу для детей-инвалидов.

С ребятами из минского дома-интерната общаемся уже 15 лет, — рассказала руководитель клуба «Милосердие» Людмила Лазарчук. — За это время организовали для них много различных мероприятий и мастер-классов. Но, пожалуй, самый запоминающийся проект — летний отдых в обычном загородном лагере «Спутник». Такой вариант оздоровления пользуется популярностью, дети с особенностями в развитии общаются со сверстниками и получают от этого массу положительных впечатлений.

МК_СОЦИУМ_круглый стол по психоневрологическому интернату_Лукашов_8176 - Copy copy

Как отметила руководитель волонтерского клуба «Доброе сердце» Елена Чеснокова, студенты педагогического университета делают акцент на реабилитации через искусство. Накануне Нового года волонтеры вуза поставили спектакль «Щелкунчик», в котором приняли участие ребята из интерната, ученики обычной школы, воспитанники детского сада, студенты и преподаватели БГПУ.

С детками, которые находятся в тяжелом состоянии, нам помогает работать организация «Вяжем для благотворительных целей», — продолжает разговор Елена Чеснокова. — Ее представители подарили нам вязаный пальчиковый театр и бусы, которые сделаны из натуральных материалов. С этими аксессуарами мы ходим по палатам лежачих ребят. Дети, которые не могут самостоятельно передвигаться, нуждаются в эмоциональном тепле и обычном тактильном контакте. У воспитателей и нянечек, работающих здесь, на все не хватает рук. Поэтому важна любая помощь извне.

Впервые о существовании такого интерната я узнал от своей жены Людмилы, — поддержал беседу Александр Жданович, актер театра имени Горького. — Признаюсь честно, поначалу считал визиты туда бессмысленной затеей. Ребята, как мне тогда казалось, гудели сами по себе, совершенно неадекватно реагировали на наш спектакль. Но потом что-то меня зацепило, я стал работать с воспитанниками — и открыл для себя личностей со своим внутренним миром, которые в чем-то чище нас и у которых многому можно поучиться. Такое ощущение, что Господь поставил их в особое положение, чтобы оградить от мирской грязи, которая присутствует в той или иной степени в каждом из нас. При этом волонтеры единодушны в одном: общаясь с детьми, которые имеют инвалидность, они тоже многому учатся.

Учатся радоваться простым вещам, ценить жизнь, быть терпимыми, любить друг друга не за что-то, а просто так, — добавила Елена Чеснокова.

 

 

Комментарии к статье
Добавить комментарий