ВРЕМЯ ДЕТСКОЕ. Как пробудить в ребенке дух исследователя

08 Фев 2017 10:43 Комментариев нет

Автор:

Блог автора

Педагоги яслей-сада № 397 второй раз подряд побеждают на районном этапе конкурса «Столичный учитель — столичному образованию». Корреспонденты агентства «Минск-Новости» побывали на занятиях у педагогов-победителей и узнали, как с помощью игры научить дошколят общаться и как пробудить дух исследователя в маленьких почемучках.

Алгоритм успеха

В марте детсаду исполнится 37 лет. Всего здесь 12 групп, в том числе две для детей с тяжелыми нарушениями речи.

LK2A2391 copy

— Штат работников полностью укомплектован: 34 педагога, из них 24 воспитателя. Работают и представители двух педагогических династий, — рассказала заведующая ГУО «Ясли-сад № 397 г. Минска» Тамара Ермоленко. — Все специалисты творческие и талантливые. Применяют в работе ОТСМ — ТРИЗ-технологию, обучение чтению по методике Н.А. Зайцева, музыкальный руководитель использует методику Т.А. Боровик. Для качественной организации образовательного процесса мы приобрели интерактивную доску и мультимедийные проекторы.

В 2014 году воспитатель Наталья Курдун представляла Московский район на городском этапе конкурса «Столичный учитель — столичному образованию» и стала лауреатом первой премии. Ее успех повторила Жанна Маковская в 2016-м (конкурс проводится один раз в три года). Сейчас Жанна Викторовна готовится к городскому этапу.

LK2A2407 copy

Помогает педагогам во всех делах заместитель заведующей по основной деятельности Наталья Подобед. Когда-то она начинала воспитателем в 397-м саду. В 2011-м защитила грант Мингорисполкома по ОТСМ — ТРИЗ-технологии.

ТРИЗ-технология — теория решения изобретательских задач, — поясняет Наталья Подобед. — ОТСМ — общая теория сильного мышления. Приемы и методы ТРИЗ с успехом используются для развития у дошкольников смекалки, изобретательских способностей, творческого воображения, диалектического мышления. Мы защитили грант по развитию речевого творчества воспитанников средствами ОТСМ — ТРИЗ. Суть в том, что дети сами, используя определенный алгоритм, сочиняют загадки, рифмовки, метафоры, сказки и развивают таким образом свою речь.

— Не отстают от педагогов и воспитанники. Так, София Богданова, начав с участия в районном конкурсе «Маленькая звезда», доросла до финалистки республиканского конкурса «Я пою!». Мы очень гордимся ею! — добавляет Тамара Федоровна. — Принимаем участие не только в интеллектуальных и музыкальных конкурсах, но и в состязаниях по благоустройству. Так, в 2015 году наше учреждение заняло 3-е место в «Новогоднем калейдоскопе», а в 2016-м — 2-е место в «Формуле сада» в номинации «Вертикальный огород».

Как яблоко в гости ходило

Сначала заглядываем в среднюю группу № 3.

LK2A2429 copy

Воспитатель Наталья Курдун предлагает ребятам необычную игру, героем которой стало волшебное яблоко-путешественник.

LK2A2426 copy

Ходило оно в гости к глазу, который рассказал с помощью ребят о форме, размере и цвете фрукта.

LK2A2432 copy

LK2A2438 copy

Затем к носу, руке, рту.

LK2A2443 copy

А потом детвора на собственном опыте проверила, правду ли сказал рот о том, что яблоко вкусное и сладкое.

LK2A2457 copy

Завершили занятие кругом дружбы. Все ребята взялись за руки и повторяли за педагогом:

— Тому, кто справа, улыбнись! Тому, кто слева, улыбнись!

LK2A2459 copy

LK2A2458 copy

Наталья Сергеевна в 397-м садике работает десятый год. Ее бывшие воспитанники, теперь уже школьники, часто пишут педагогу в соцсетях, приходят в гости на каникулах. В 2015–2016 гг. Наталья Курдун участвовала в республиканском конкурсе методических разработок для дошкольного образования «Ступенька в будущее», проведенном издательством «Аверсэв», городском конкурсе материалов научно-методической литературы и педагогического опыта в области воспитания.

Исследование для почемучек

Переходящий символ победителя районного этапа конкурса «Столичный учитель — столичному образованию» — фигурку девочки-эльфа Наталья Сергеевна вручила Жанне Маковской.

LK2A2495 copy

— Каждый день приносит пару десятков новых детских вопросов. Почему кот мяукает? Как поет дудочка? Почему тает снег? Какой барабан самый громкий? Зачем в холодильнике холод? Очень просто ответить и забыть, еще проще — отмахнуться и сказать: «Сам подумай». А как? Вот тут и начинается мое творчество: наводящие вопросы, игры, задания с секретом и даже настоящие исследования, — поясняет Жанна Викторовна. — Исследовательская деятельность позволяет ребятам научиться искать ответы самостоятельно, развивает мышление, активизирует стремление познавать мир, творить, делает их самостоятельными и инициативными. Разве не это мы хотим видеть в своих детях? Вот поэтому я и решила, опираясь на работы московского педагога Александра Савенкова, формировать у ребят с помощью игры умение находить противоречие и формулировать проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы и строить предположения, делать выводы и умозаключения.

LK2A2467 copy

LK2A2471 copy

LK2A2472 copy

На занятии педагог вместе с воспитанниками средней группы № 2 показала журналистам через танец «Лянок», как стебельки льна превращаются в ниточки, из которых потом получается полотно.

— А что еще можно сделать изо льна? — спрашивает Жанна Викторовна.

LK2A2473 copy

LK2A2474 copy

— Сумки! Скатерть! Полотенце! Простыню! — отвечают по очереди непоседы.

— Мебель! — неожиданно заявляет один из мальчиков.

Точнее, обивку для мебели, — поправляет малыша воспитатель.

LK2A2484 copy

Педагог часто использует интерактивную доску. На ней можно рисовать, выполнять различные задания. Например, классифицировать игрушки по тому, из какого материала они сделаны — льна, глины, соломы. С помощью стилуса можно показать ежику путь через лабиринт к грибочку или дорисовать недостающие детали на картинке.

В прошлом году воспитанница Жанны Маковской Эмилия Гринь принимала участие в конкурсе «Я исследователь» с работой «Почему арбуз называют водяной дыней?».

— Ребята изучали английский язык и узнали, что арбуз называется watermelon, буквально «водяная дыня», — вспоминает воспитатель. — Решили провести исследование и узнать, почему англичане так называют эту бахчевую культуру. Искали информацию в Интернете, общались с продавцами арбузов. Проверили, тонет эта большая ягода в воде или нет. В результате Эмилия со своим исследованием победила на районном и городском этапах конкурса, а на республиканском заняла 2-е место.

Чудеса бывают

Завершаем визит беседой с педагогом-психологом Юлией Кароль — обладательницей диплома 2-й степени городского конкурса методических разработок и педагогического опыта воспитательной направленности, неоднократной участницей республиканских и международных конференций.

LK2A2510 copy

У нее немало авторских разработок, которые она использует на занятиях. Это зеркальная плоскость с эффектом калейдоскопа, дидактический ковер «Поле чудес» и многое другое.

Такой ковер помогает ребятам развивать эмоциональную сферу, используется и для психогимнастики, — рассказывает Юлия Ивановна. — Ковер двухсторонний — зеленый и синий. Можно использовать его как лесную полянку и выкладывать цветы или как морскую гладь. В дополнение к ковру идут кругляши из поролона, на которых изображены человеческие эмоции. Ребятам нужно через мимику или пантомимику показать их. Таким образом дети раскрепощаются. Использую в работе различные виды терапии — музыкальную, танцевально-двигательную, театральную.

LK2A2502 copy

Показала педагог-психолог и арт-альбомы, которые по ее предложению родители делали вместе с детьми. Получилась своеобразная фотоповесть о семье.

LK2A2503 copy

— Воспитателю необходимо знать максимальное количество информации о ребенке и его семье, чтобы быстрее найти точки соприкосновения с малышом и адаптировать его к детсаду, — поясняет Юлия Кароль.

Старания и успехи коллектива и воспитанников яслей-сада № 397 не остаются незамеченными не только родителями, но и руководством Московского района: по итогам 2015 года он признан лучшим среди дошкольных учреждений. Ждем результатов рейтинга-2016!

Фото Елизаветы Добрицкой

Еще материалы рубрики:

ВРЕМЯ ДЕТСКОЕ. На музыкальных занятиях в детском саду № 493 ставят мюзиклы

ВРЕМЯ ДЕТСКОЕ. Сказочное царство детсада «Жемчужинка»

ВРЕМЯ ДЕТСКОЕ. Три кита для «Школы в памперсах» — музыка, спорт и всестороннее развитие

ВРЕМЯ ДЕТСКОЕ. Босоногое лето в яслях-саду № 25

ВРЕМЯ ДЕТСКОЕ. Поиграем с детсадом-трансформером

Комментарии к статье
Добавить комментарий