О первом общественном транспорте столицы расскажут в Музее минской конки

24 Фев 2017 10:59

Автор:

Музей минской конки готовится принять первых посетителей, сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» в учреждении культуры.

Новую экспозицию, посвященную первому общественному транспорту столицы, откроют на улице Кирилла и Мефодия по соседству с гостиницей «Монастырская». Первые вагоны появились на улицах Минска в мае 1892 года. Конку использовали до 1928 года. Один из маршрутов проходил рядом со зданием нынешнего музея (территория бывшего бернардинского монастыря).

IMG_8920 copy

ул. Кирилла и Мефодия, 6

Первый зал, в который попадают посетители — контора управления конно-железной дороги. За столом манекен служащего. На стене установлена электронная панель, где схема маршрутов конки 1892–1928 годов накладывается на карту современного Минска. Рядом с ней — телефон, который вдруг начинает звонить.

Этот звук не подходит — современный, — выбирают сотрудники музея точное «дзынь», которое соответствовало бы эпохе. Отвечать на звонки предложат посетителям.

Мы сделали несколько голосовых записей, — говорит ведущий научный сотрудник Музея истории города Минска Лидия Маркович. — Сюда «звонит» купец с просьбой рассмотреть проект на устройство такой дороги в Минске, кондуктор рассказывает, как пассажиры жаловались на отсутствие света в вагоне, счетовод дает отчет, во сколько конка обходится городу. Для каждой записи взяты реальные сюжеты из разного времени.

IMG_8708 copy

На миниатюрных макетах можно рассмотреть, как выглядело депо, откуда отправлялась конка, конюшни, управление, столовая сотрудников.

Мы ставили перед собой цель реконструировать часть города, которая выглядит сегодня совершенно по-другому, хотя прошло всего сто лет, а также показать, что конка — это не только вагон, который ездил по рельсам, но и целая структура, созданная специально для этого вида транспорта, — поясняет Л. Маркович. — Управление минской конки находилось на улице Базарной — теперь это район университетского городка БГУ и улицы Ленинградской, поэтому на заднике диорамы мы видим Виленский вокзал и Казанскую церковь. Этих зданий уже нет, но Красный костел не поменял своего местоположения и может служить для посетителей ориентиром.

IMG_8714 copy

В следующем зале мы оказываемся уже на улицах губернского города. Под стеклом фрагменты настоящих рельсов. Главный экспонат — реконструированный конный вагон. На нем не прокатишься, но иллюзию движения создает видеоряд с видами Соборной площади в одном из окон. Из других можно посмотреть на витрины магазина Левина, аптеку Староневича и почтово-телеграфную контору. Ощущение, что на самом деле оказался в Минске лет на сто раньше: фасады зданий оформлены в натуральную величину.

IMG_8832 copy

Это все реальные объекты, мимо которых проезжал вагон конки в конце XIX — начале XX века, — рассказывает сотрудница музея. — Аптека Староневича — одна из семи аптек Минска того времени. В магазине Левина торговали и детскими игрушками, и одеждой, и зонтиками, и охотничьими ружьями. Если кто-то хотел приобрести автомобиль марки «Форд», мог выписать здесь и машину, и инструктора.

IMG_8872 copy

Остановка конно-железной дороги обозначалась деревянным столбом с табличкой. Согласно расписанию, первые вагоны начинали движение около восьми утра, последние — не позже пол-одиннадцатого вечера.

IMG_8804 copy

— Мы говорим о транспорте, которого уже давно нет, и сейчас очень сложно представить, что по улицам когда-то ездила конка — от нее сохранились разве что рельсы, — говорит Л. Маркович. — В подготовке экспозиции мы, в основном, опирались на документы. В обиходе конку называли костеломкой: люди часто попадали под колеса, когда заходили или выходили из транспорта. Остановиться лошадям было несложно, но как потом сдвинуть вагон с пассажирами с места? Он двигался со скоростью около восьми километров в час, поэтому разрешалось запрыгивать туда на ходу.

IMG_8894 copy

Музей небольшой, поэтому для тех, кому будет мало осмотра экспозиции, установили инфокиоск — можно прочитать дополнительную информацию на русском, белорусском и английском языке или поиграть. Участнику виртуального квеста предлагают четыре варианта.

IMG_8725 copy

— Игрок получает задание — выбрать рельсы или найти договор на их укладку, если выбрать первый маршрут, который соединял Брестский и Виленский вокзалы, — перечисляет специалист. — Другая задача — научиться водить вагон. Для этого кучер должен знать, какую упряжь можно взять для лошади или какие предметы должны быть в вагоне. Например, плевательница для вагона. Она предназначалась для больных туберкулезом. После прохождения каждого этапа игроку выдается электронный документ — удостоверение кучера, телеграмма за подписью губернатора Трубецкого, похвальный лист и так далее.

Торжественное открытие музея состоится 3 марта в 15:30. Время работы: среда — воскресенье с 11:00 до 19:00.

IMG_8774 copy

IMG_8781 copy

IMG_8795 copy

IMG_8809 copy

IMG_8849 copy

IMG_8859 copy

IMG_8861 copy

IMG_8883 copy

Фото Сергея Лукашова

Комментарии к статье
Добавить комментарий

Евгений

А слабо было не уничтожать втихаря действующие экспонаты музея общественного транспорта, а интегрировать эти два музея в один?