С какого возраста следует начинать занятия с логопедом

26 Фев 2017 08:46

Автор:

В специальной общеобразовательной школе № 18 для детей с нарушениями речи есть интересная традиция. Ученики, чей день рождения выпадает на один и тот же месяц, собираются с одноклассниками в детском кафе. На февральский праздник пригласили и корреспондента агентства «Минск-Новости».

Сладкое застолье организовали повара Комбината школьного питания Заводского района. За накрытыми столами — нарядные мальчишки и девчонки. У именинников особый вид — деловой костюм, дополненный элегантным галстуком. Официанты разносят угощения: фруктовые корзинки, молочные коктейли и десерты. Школьники, попав в атмосферу светского праздника, демонстрируют прекрасные манеры. Потягивают из трубочек напитки, неспешно беседуют.

А вот и первый сюрприз — воспитанники Дворца детей и молодежи «Золак» подготовили для именинников зажигательную игровую программу. Гости и виновники торжества пускаются в пляс. А пока ребята веселятся, официанты разносят чай, затем появляется главный атрибут праздника — огромный торт. Восторженные школьники на мгновение забывают, что это прежде всего лакомство, и наперебой фотографируются на его фоне. Но желудок не обманешь — вскоре детвора усаживается за столы, чтобы отведать произведение кондитерского искусства. А мы в это время беседуем с директором школы Оксаной Мохнач.

— Оксана Анатольевна, отслеживаете ли вы путь ребят после окончания школы?

— Пока они еще ученики, стараемся проводить с ними профориентационную работу с учетом состояния здоровья каждого. Даем родителям конкретные рекомендации, куда их ребенок может в дальнейшем пойти учиться. Педагоги знают особенности развития школьника, видят, насколько он успешен в учебе или творчестве. В течение последних 10 лет все наши учащиеся в жизни устраивались.

— На какие специальности могут претендовать ребята с тяжелыми нарушениями речи?

Как правило, наши воспитанники поступают в колледжи и лицеи, осваивают рабочие специальности. Маляр, штукатур, столяр, швея, обувщик — самые востребованные. Радуемся за выпускников, когда они приходят к нам в гости, показывают свои расчетные листки. Несмотря на то что после окончания школы у большинства прекрасно поставлена речь, все же иногда их болезни сопутствует некоторая задержка психического и умственного развития. Наше учреждение дает базовое образование, мы изначально ориентируем ребят на рабочие направления, и здорово, когда они находят свою социальную нишу, где им комфортно. Но при этом у каждого нашего воспитанника есть возможность продолжить обучение на третьей ступени общего среднего образования, поступив в любую другую школу. И в истории 18-й есть такие звездочки — 4 выпускника окончили вуз. Поэтому особенность в развитии — это не приговор. Хотя наше учреждение специальное, на второй ступени обучения ребята осваивают точно такую же программу по таким же учебникам, как и в других школах. Наше отличие в том, что у воспитанников есть возможность одновременно получать коррекционную логопедическую помощь, а у большинства педагогов-предметников есть еще и специальное дефектологическое образование.

— В каком возрасте лучше всего начинать коррекционную работу и какие моменты в произношении ребенка должны насторожить родителей?

— Самое элементарное, на что должны обратить внимание мамы и папы, — неправильное построение фразы, некорректное употребление предлогов, окончаний, падежей. Ребенок меняет местами слоги или вовсе не желает говорить — молчит. Очень часто дети неправильно произносят звуки: самые проблемные — «р», шипящие, свистящие. Коррекцию следует начинать с раннего возраста, но не раньше 4 лет! До этого периода мамы и папы просто наблюдают за малышом. Если есть сомнения в правильном развитии речи, родители могут обратиться в Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Заводского района и пройти специальную комиссию. Кроме того, специалисты центра оказывают и бесплатные консультации.

Людмила Ляхнович, начальник управления образования, спорта и туризма администрации Заводского района:

Всего в районном банке данных детей с особенностями развития — 2 900 человек. Это в том числе и ребята с нарушениями слуха, зрения, речи. Для них помимо специальных общеобразовательных учреждений работают дошкольные, например детские сады № 124 для детей с нарушениями слуха и № 65 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Кроме того, созданы интегрированные классы в школах и группы в дошкольных учреждениях. Помощь также оказывает Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Заводского района.

Фото автора

 

Комментарии к статье
Добавить комментарий