ЭКСПЕДИЦИЯ. Парковка во дворе без проблем — утопия наших дней?

16 Мар 2017 17:24 Комментариев нет

Автор:

Блог автора

Парковка авто во дворах: возможно ли мирное решение проблемы? Где, кому и как этого удалось достичь? Корреспонденты агентства «Минск-Новости» нашли в столице двор без автомобилей, в пригороде — квартал, где для всех авто жильцов хватает мест, и двор, где зеленая зона возле детской площадки занята машинами.

Психологи выделяют несколько этапов развития отношения к той или иной проблеме: от ее отрицания через гнев и депрессию к принятию. Эту цепочку можно проследить на примере отношения минчан к стремительной автомобилизации и как следствие — к нехватке парковочных мест во дворах.

Одни возмущаются, атакуют телефоны ГАИ и прямые линии районных администраций, требуя решительных действий. Другие пытаются изменить ситуацию сами: ищут средства на устройство новых машино-мест, устанавливают шлагбаумы и полусферы. Третьи в итоге опускают руки и принимают это как данность — от машин дворы все равно не освободить, ведь с каждым годом их становится больше и больше.

Цифры это подтверждают: за последние 15 лет на душу населения в городе число автомобилей увеличилось вдвое: сейчас их более 800 000.

Если все эти транспортные средства составить в одном месте, то они займут около 612 га, или примерно половину территории Советского района.

По подсчетам специалистов, на 1 000 минчан сегодня приходится более 410 личных авто. В то же время в генеральном плане Минска до 2030 года заложена цифра, согласно которой и будет впоследствии развиваться соответствующая инфраструктура, — 370 легковушек. Куда же всем деваться?

Зеленый Луг

О дворах, расположенных аккурат возле МКАД и диспетчерской станции «Зеленый Луг — 6», агентство «Минск-Новости» уже писало некоторое время назад — после звонка жильца на прямую линию с главой районной администрации. Абоненту стало обидно за свой двор — тупиковый, неблагоустроенный, испещренный, порой в опасной близости от детской площадки, шрамами от автомобильных колес.

Тогда жильцы заверили, что готовы навести порядок самостоятельно. А в районном ЖРЭО пояснили: для исполнения этого намерения даже имеется готовый проект. Вопрос лишь в сумме, которую придется заплатить жителям за реализацию. Тогда озвучивалась стоимость одного парковочного места — 15–20 миллионов рублей, что на тот момент составляло 1 000–1 400 долларов в эквиваленте.

…Прошло два года. Но возле дома № 51 на улице Мирошниченко время будто остановилось. Авто по-прежнему комфортно располагаются прямо на зеленой зоне, хотя назвать ее зеленой язык уже не поворачивается. Это некое месиво из грязи, луж, ям и кочек.

Некоторые жильцы и вовсе не стесняются — подгоняют машины прямо под окна.

Особенно комично здесь смотрится табличка «По газону не ходить». Так и хочется приписать: «…а ездить можно».

Рядом на лавке отдыхают двое. Интересуюсь, не собираются ли во дворе наконец организовать цивилизованные парковки для автолюбителей, но незнакомцы пожимают плечами — не слыхали, чтобы это обсуждали.

Наши ездят внаглую, — жестикулирует мужчина. — В соседних дворах еще куда ни шло, красиво. А у нас — барахло.

Впрочем, поставить железного коня здесь действительно негде. В длинном панельном доме 1976 года постройки, который по меркам тех лет вобрал в себя весь передовой опыт советских архитекторов в области массового жилищного строительства, 342 квартиры. Но о современных стандартах обеспеченности парковочными местами «одна квартира — одно машино-место» здешние автолюбители могут лишь мечтать. Согласно ПДП на территории функциональной зоны № 36, к которой относится этот дом, до 2030 года должны обустроить около 3 000 новых парковочных мест. Однако в непосредственной близости к зданию № 51 их все равно не предвидится. Как же быть?

Каменная Горка

Охота за свободным клочком земли для парковки в Минске сегодня напоминает детскую игру «Один лишний», когда четверо под ритмичную музыку стремятся усесться на три свободных стульчика.

Правда, возле дома № 9 на улице Кунцевщине затевать такую забаву без толку — мест все равно нет. Авто с этой территории выдворили еще несколько лет назад. И теперь двор, расположившийся в самом сердце перенаселенной Каменной Горки, напоминает своеобразный оазис. Как так вышло?

В отличие от предыдущего примера, двор и само здание здесь современные — 2009 года постройки. Но, несмотря на относительную новизну, проблемы возникли с самого начала. И неудивительно, ведь для многоподъездной 9-этажки изначально было предусмотрено всего пять машино-мест!

Как и следовало ожидать, легковушки, словно пыль, тут же стали заполнять все свободные точки — газон, над которым поработал ландшафтный дизайнер, подход к крыльцу и другие места. Изменить облик двора удалось благодаря инициативе одно человека — председателя местного ЖСПК Александра Иванова. Именно он убедил соседей установить возле дома противопарковочные элементы — столбики, полусферы, цветочницы.

И за совсем небольшие деньги. Также на асфальте появилась специальная разметка, а на фасаде — камеры. Обо всех нарушениях правил инициативный председатель тотчас же сообщал в ГАИ. Разумеется, без конфликтов не обошлось и не все остались довольны таким порядком, в том числе и жители близлежащих домов.

— Борьба продолжается, — рассказал Александр Иванов. — В конце прошлого года соседка, которую неоднократно привлекали за неправильную парковку, заявила на меня в ГАИ. Дело в том, что ненадолго оставил авто аккурат на площадке для разгрузки — такой при необходимости может воспользоваться любой жилец. Но я за это получил штраф — нарушение правил парковки по п. 138 ч. 2 ПДД: «осуществил парковку не у края проезжей части и не параллельно ей». Собственно, край проезжей части — это окружность. А сама разметка во дворе была утверждена органами местной исполнительной власти.

Несмотря на это, факт остается фактом: дом № 9 на улице Кунцевщине чуть ли не единственный в городе со свободным от транспорта двором. Хотя некоторые вопросы по-прежнему остаются открытыми. К примеру, появится ли поблизости от многоэтажки парковка, способная вместить транспорт всех местных автолюбителей?

Новая Боровая

В отличие от предыдущего примера, в этом новом жилом массиве к проблеме авто во дворах подходят концептуально.

А именно пытаются предупредить симптомы недуга еще до его появления — на стадии строительства. Дворы спроектированы таким образом, чтобы машины оставались за их пределами. Внутри лишь зеленые насаждения, площадки детские и для занятий воркаутом, фитнес-зоны и велодорожки. Въезд внутрь квартала разрешен лишь специальному транспорту.

— Сегодня многие минчане мечтают о дворе, свободном от автомобилей. Однако это практически невозможно: людям надо где-то парковаться! При проектировании квартала «Сосновый» мы сумели не только сделать его огромную территорию закрытой для личного автотранспорта, но и учесть интересы автомобилистов. Ранее в Минске уже были небольшие проекты закрытых дворов без машин, но в масштабах целого квартала площадью 8,7 га такое реализуется впервые, — говорит директор компании «А-100 Девелопмент» Светлана Шевлик.

По ее словам, воплощение этой концепции позволит сделать внутренние дворы квартала максимально безопасными, тихими и удобными для всех жителей. При этом застройщик обещает чуть ли не самый высокий показатель обеспеченности в Минске парковочными местами.

Во время прогулки по Новой Боровой становится понятно, что, в отличие от центра и старых спальников, дышится здесь действительно свободнее. Пусть описанный квартал еще не готов, но и в имеющемся, «Кедровом», транспорт распределен грамотно. Визуально на парковках мест хватает всем и даже есть пустующие. Правда, нет-нет да попадаются машины, припаркованные с нарушением: ну вот не мог автолюбитель удержаться от соблазна и взобрался четырьмя колесами на тротуар.

В итоге думается: концепция концепцией, но, может, стоит начать с собственной культуры вождения?

 

Справочно

Согласно статье 18.22 КоАП Республики Беларусь, штраф за нарушение правил парковки может составлять до 10 базовых величин, или 230 рублей.

Фото автора и Тамары Хамицевич

Еще материалы рубрики:

ЭКСПЕДИЦИЯ. Что в фаворе у минчан: бумажная или электронная книга

ЭКСПЕДИЦИЯ. Сектор разбитых судеб: каково приходится тем, кто более 20 лет ожидает сноса родного дома

ЭКСПЕДИЦИЯ. Из чего складывается цена квадратного метра в новостройках Минска

ЭКСПЕДИЦИЯ. Куда отселяют тех, кто годами не платит за услуги ЖКХ

Комментарии к статье
Добавить комментарий