Где ученики без отрыва от занятий в школе могут получить востребованную профессию

28 Мар 2017 10:34

Автор:

Минские школьники без отрыва от занятий могут получить востребованные профессии. Какие именно и как проходит обучение, узнала корреспондент агентства «Минск-Новости» на примере Минского государственного профессионального лицея № 14 деревообрабатывающего производства и транспортного обслуживания.

В Беларуси профессиональная подготовка школьников была организована с 1970 года. Профориентацией и трудовым обучением ребят занимались учебно-производственные комбинаты (УПК). Их посещение стало неотъемлемой частью учебной программы. Подростки осваивали рабочие профессии, получали квалификацию. Впоследствии для некоторых это становилось тем самым образованием, которое позволяло работать на производстве.

В 2013 году в результате оптимизации количество УПК сократилось до 4 (до этого в каждом районе столицы был свой). Их присоединили к учреждениям профессионально-технического образования. После чего они сменили имя — стали отделениями допрофессиональной и профессиональной подготовки (ДиПП).

Директор Минского государственного профессионального лицея № 14 деревообрабатывающего производства и транспортного обслуживания Александр Коваленок рассказывает, что УПК выполняли очень важную социальную функцию — помогали школьникам определиться с будущим призванием:

— Посещая учебно-производственные комбинаты, ребята знакомились с перечнем профессий, могли попробовать себя в каждой. А потом два последних школьных года целенаправленно обучались по выбранной.

В 2013 году бывший УПК Заводского района стал отделением этого лицея.

В наследство нам досталась и изрядно устаревшая материально-техническая база учебных кабинетов. По современным меркам это лишь 5 % того, что необходимо для качественной подготовки учеников востребованным профессиям, — говорит А. Коваленок.

Здание нынешнего отделения с 1956 года ни разу капитально не ремонтировалось.

Пользуются ли образовательные программы бывших УПК популярностью у нынешних школьников? Чтобы это выяснить, направляемся в такое отделение лицея № 14.

Если у одних учеников пятница — обычный школьный день, то у других — трудовой.

— Сегодня здесь занимаются группы из школ Заводского и Партизанского районов. Мы предлагаем им обучение по профессиям «слесарь-ремонтник», «слесарь по ремонту автомобилей», «швея», «мастер отделочных работ» и другим, — рассказывает заведующая отделением ДиПП лицея № 14 Елена Друпова.

Один раз в неделю вместо школы ученики 10-х и 11-х классов посещают отделение. Занятия длятся 6 часов.

К 11-му классу мальчики и девочки осознают необходимость дополнительных трудовых навыков, в 10-м же часто меняют выбранное направление. Мы всегда идем навстречу, — говорит Е. Друпова.

Например, мальчишки изначально выбрали специальность «слесарь по ремонту автомобилей». Как говорится, начали за здравие, пока спустя два месяца в рамках практического обучения не попали на СТО. После этого специальность решили поменять. «У меня же руки все время грязные!» — привел аргумент парень.

Заходим в кабинет, где идет подготовка секретарей-делопроизводителей.

Профессия хорошая, класс оборудован факсами, принтерами, есть несколько компьютеров, чтобы девочки отрабатывали навыки работы с офисными программами и электронной почтой. Изучают секретарское дело, ведение документации, основы, которые требуются в работе специалисту отдела кадров, — говорит мастер производственного обучения Наталья Силенкова.

В дальнейшем большинство девушек идут в вузы на экономические и юридические дисциплины.

У них развиваются профессионально значимые качества: терпение, усидчивость, организованность. Они знают нормативную базу и владеют навыками быстрого набора текста, — уточняет мастер. — В итоге получают свидетельство государственного образца о присвоении профессии.

Екатерина Олехнович, ученица СШ № 108, вспоминает:

Однажды в школе объявили о том, что учеников могут обучить определенным профессиям. Для нас это оказалось хорошей возможностью. Некоторые хотели стать поварами или стилистами, но пойти в профтех после 9-го класса не решались: сложился стереотип, что туда идут слабоуспевающие.

Катя по окончании 11-го класса планирует поступать в вуз. Говорит, делопроизводство — прекрасная база, которая уже помогла: девушка работает менеджером.

Все школьники умеют пользоваться компьютером. Но знают ли они программы, которые потребуются в профессии? Пару лет назад считала, что ученику предопределено подрабатывать лишь официантом. Нужно верить в свои силы. Если есть стремление и талант, тебя заметят, — говорит ученица.

Навыки швейного мастерства отрабатывают в соседней мастерской.

За два года школьники научились шить одежду, умеют ее ремонтировать, — замечает мастер производственного обучения Елена Вашкевич. — Мы им присваиваем 2-й разряд. Сейчас, к слову, пересматриваем программу, планируем выдавать и 3-й. С такими навыками многие устраиваются на работу на швейные производства, некоторые впоследствии становятся дизайнерами.

Сегодня девочки соревнуются на время в пошиве кухонных прихваток. Летом оттачивали мастерство на практике — работали в пунктах по ремонту одежды. Таня Канунникова с работой справилась быстро.

Моя бабушка была рукодельницей. А меня в школе этому практически не обучали — даже пуговицу не могла пришить. Мечтала сюда попасть. И обрадовалась, когда узнала, что есть свободные места. На кулинарию тоже была огромная очередь, толпы желающих, ребята просто бились за места, — улыбается Таня. — Нас всему обучают с нуля. Уже смастерила несколько фартуков, наволочек. Не вижу сложностей в том, чтобы совмещать занятия в школе с трудовым обучением здесь. Во-первых, это отнимает не так много времени, во-вторых, даже как-то успокаивает. А в будущем хочу стать врачом. Удивительно, в моем классе есть немало мальчишек, которые тоже захотели научиться шить. Ходим на занятия вместе, и у них все получается.

В остальных учебных кабинетах отделения тоже вовсю кипит работа: в одних будущие парикмахеры и визажисты оттачивают мастерство друг на дружке, в других мастера отделочных работ готовят трафареты для декоративного оформления стен…

Справочно

Отделения ДиПП действуют также в Минском государственном профессионально-техническом колледже монтажных и подъемно-транспортных работ, Минском государственном профессиональном лицее № 5 транспортного строительства, Минском государственном профессионально-техническом колледже легкой промышленности и комплексной логистики.

Фото Сергея ПОЖОГИ

Комментарии к статье
Добавить комментарий