Доля BELARUS в тракторном парке Российской Федерации составляет около 85 %

07 Апр 2017 10:25

Автор:

Блог автора

Год назад генеральный директор ОАО «МТЗ» Федор Домотенко, рассказывая о производственных буднях, признался, что завод как будто идет по тонкому льду. Что изменилось на флагмане отечественного машиностроения — в беседе с руководителем.

Минут пятнадцать кружила по автостоянке, кстати, отнюдь не маленькой, в поиске свободного места. Тогда же и подумалось: раз столько машин, то, вероятно, дела с заработной платой на заводе обстоят неплохо.

Мы и предвидеть не могли, что будет столько машин, когда строили эту стоянку, — отмечает Федор Домотенко. — Обратились к городским властям с просьбой разрешить расширить ее, а часть территории сделать платной. Для работников завода въезд будет по пропуску.

О том, что на предприятии ситуация стабильная, говорят и факты. Белорусские тракторы по-прежнему остаются лидерами на рынках России и Казахстана. Так, доля BELARUS в тракторном парке Российской Федерации составляет около 85 %. В нынешнем году завод намерен увеличить экспорт более чем на 10 %. За пределами республики работают 16 сборочных производств, ведется активная деятельность на рынках свыше 60 государств.

Федор Александрович, вернемся к прошлогоднему разговору. Вы говорили, что заработная плата до апреля 2017 года будет стабилизирована. По тем временам она приближалась к 8 миллионам неденоминированных рублей. Получилось продержаться?

Свои обязательства по зарплате предприятие выполнило. Если память не изменяет, мы встречались в мае. В этом году за март средняя заработная плата составила 950 рублей. В 2016 году мы не просто продержались, но и смогли улучшить положение. Будем стремиться к увеличению зарплаты, потому что показатели завода позволяют идти вперед.

Ранее вы утверждали, что на заводе нет принудительного сокращения кадров, только за счет естественной ротации (выход на пенсию, смена места жительства, работы). Сегодня есть перемены?

Де-факто можно констатировать: уже два месяца у нас никто не увольнялся. Повышаем производительность труда. В том числе за счет совмещения специальностей, что, кстати, не запрещено законодательством. Согласно нашим внутренним документам, если человек уволился или ушел на пенсию, другому работнику не запрещено проявить инициативу и выполнять трудовые обязанности того, кто ушел. При этом прибавка к зарплате может доходить до 50 %. Самое интересное, люди нас в этом поддерживают.

Расскажите подробнее об эксперименте с молодыми кадрами.

Существует очередь, чтобы попасть на завод. В 2015 году приняли около 400 молодых специалистов. В 2016-м установили проходной балл. Планируем такой жесткий отборочный конкурс проводить через год. В 2018-м проходной балл для конструкторов составит 9,5, для технологов — 8,5, для строителей и механиков — 7,5. Считаю, что лет через пять на заводе сформируется крепкий костяк специалистов. Это будут люди, на которых предприятие сможет опираться в будущем. Сегодня приходится нести определенные издержки, сразу назначая человека управленцем, при этом понимая, что он пока не совсем готов к этому. Ведь только года через 3-4 новичок «обкатается» на должности. Чтобы мотивировать молодых специалистов, создали молодежную альтернативную дирекцию. В нее входят люди не старше 35 лет. Решение сложных социальных вопросов, даже технических, сначала выносим на рассмотрение альтернативной дирекции. Только после этого более детально изучаем проблему и принимаем окончательное решение на уровне центрального руководства завода. По сути, у нас два параллельных управленческих аппарата. Мы не стесняемся прислушиваться к мнению молодежи. В чем-то не соглашаемся, что-то принимаем. На каждую должность в генеральной дирекции есть дублер в альтернативной.

Это ваша идея с альтернативной дирекцией?

Да. Раньше существовал просто кадровый реестр на бумаге. Сейчас это работающие люди. Приходится прислушиваться к их решениям, ведь иногда молодежь видит дальше. Экономист, главный технолог, директор производства, идеолог — действительно толковые ребята. Альтернативный директор прошел все производство — от сбыта до маркетинга. Полагаю, со временем он станет хорошим руководителем.

Что произошло нового за год? Говорят, что после модернизации водоочистных сооружений вода из-под кранов на заводе по качеству не уступает родниковой.

Полностью работу еще не закончили, ведь это целая программа по экологии. А вода действительно хорошая, мы ее пьем без опасений. Из нового — за прошлый год полностью поменяли все окна в цехах. И не только окна, но и аэрационные фонари. Должен признаться, очень качественно. Со стороны привлекаем только специализированные проектные организации, где нужны лицензии и спецразрешения на выполнение работ. Хотя за последние два года получили определенные лицензии для внутреннего проектирования. Предприятию это помогает экономить деньги.

В последнее время сквер и автоплощадка перед заводской проходной стали местом массовых гуляний во время праздников…

Да, всю территорию обустроили своими силами. Фактически возвратили ей исторический облик, но с современным наполнением. Знаю одну семью, в которой отец больше 40 лет проработал на заводе. Когда он узнал, что восстановили первоначальный вид здания, попросил свозить его к проходной. «Вот таким завод был, когда я ходил на работу двадцатилетним пареньком», — сказал ветеран. Мы стали открытыми и для промышленного туризма: группы уже расписаны на несколько месяцев вперед. Экскурсии проводим на трех языках.

Раз уж разговор зашел о «фишках». Имиджевый ролик «Кормилец», ралли «Париж — Мосар», шоу танцующих тракторов. Что еще в запасе?

Помните, я в прошлый раз говорил, что готовим фильм? У нас была установка: или снимать так, чтобы картина смогла участвовать в международных фестивалях, или не снимать вообще. Произошло, как и планировали. Совсем недавно «Кормилец» завоевал главные призы в номинациях «PR» и «Маркетинг», диплом в номинации «GR» и главную награду Московского международного фестиваля — Гран-при. В прошлом году на международном фестивале в Каннах фильм взял сразу два «Серебряных дельфина». Должен сказать, что картина оправдала затраченные средства. Когда мы показывали ее в Египте и Пакистане, зрители аплодировали стоя.

И организация ралли «Париж — Мосар» вернулась нам сторицей: ведущие телеканалы мира показали его в 120 странах. Среди них Reuters, BBC, Euronews и другие. А это не только имидж нашего завода, это лицо страны.

У нас много задумок, но каких — пока секрет.

Комментарии к статье
Добавить комментарий