Получай, деревня, трактор, или Что было раньше на месте Партизанского района

08 Апр 2017 09:50

Автор:

Блог автора

Какие деревни располагались на месте современного Партизанского района, узнавала корреспондент агентства «Минск-Новости».

На территории нынешнего Партизанского района полсотни лет назад еще были деревни Большая и Малая Слепянка, Дражня, Лесная, Липки, поселок Степянка, а также совхоз имени Буденного. На карте Минска 1950 года место, где сейчас располагаются многие современные жилые кварталы, обозначено как пригород. А нынешнюю территорию Партизанского можно условно разделить на 5 жилых районов: Захарова — Пулихова, Дражня, Слепянка, Тракторозаводской поселок и Степянка.

Дражня. Современный жилой район, объединяющий кварталы частного сектора и многоэтажных домов, промышленные предприятия и учебные заведения, получил название от одноименной деревни. В 1917 году в этом населенном пункте Сенницкой волости Минского уезда насчитывалось 18 дворов и 102 жителя. С 1934-го Дражня входила в состав Слепянского сельсовета Минского района. В городскую черту была включена в 1959-м, стала частью Заводского района. А в 1977-м с образованием Партизанского бывшая деревня еще раз сменила прописку. Сегодня от населенного пункта, давшего имя городским кварталам, остался лишь небольшой отрезок улицы.

Слепянка. Название дала протекающая здесь река Слепня. Кстати, на территории нынешнего Партизанского района было две Слепянки — Большая (с одноименным фольварком) и Малая. Первая располагалась на месте нынешней малоэтажной застройки между улицами Франциска Скорины и Парниковой, а вторая — там, где после войны были построены 36 бараков для рабочих «Белтракторстроя». Сегодня здесь проходят улицы Фроликова, Уральская, расположен частный сектор (улицы Аннаева, Бумажкова, Авангардная). В начале 30-х годов XX века населенные пункты вошли в состав сельскохозяйственных предприятий. В 1949 году как поселок индивидуальной жилой застройки работников Минского тракторного завода в городскую черту была включена территория между железной дорогой и деревней Малая Слепянка. Сама же Малая Слепянка стала городом в 1959-м, Большая — после 1980-го.

Степянка. До 1987 года это была одноименная деревня, расположенная в 9 км от железнодорожной станции Минск-Пассажирский и относящаяся к Зеленолугскому сельсовету Минского района. Главной «улицей» там являлась железная дорога. Причем Степянкой называлась только станция, а сам поселок носил имя Липки. Рядом располагались воинские части и аэродром с положенными военному городку «по штату» складами, ангарами, казармами и Домом офицеров. Со временем главной транспортной артерией Степянки стала улица Геологическая, идущая параллельно железнодорожному полотну.

Тракторозаводской поселок. Дата рождения — вторая половина 1940-х. Уже в конце того десятилетия многие работники МТЗ получили ключи от нового жилья. Кстати, автором ряда идей и проектов домов в поселке был выдающийся архитектор Борис Розенфельд, который выполнил большой объем работ по архитектурному оформлению внешнего вида проспекта Сталина (ныне проспект Независимости).

Район улиц Захарова — Пулихова. Сто лет назад на месте нынешней улицы Захарова рядом с деревянными домиками было множество продовольственных складов. Из-за этого улица (отрезок от современной улицы Румянцева до железной дороги) была названа Провиантской. Восточная же сторона нынешней улицы Захарова (в районе современной площади Победы) именовалась Сторожевской, а позже — Сторожевским тупиком. В мае 1947 года улица стала носить нынешнее наименование. В 1950-х она была расширена, началась ее новая застройка.

Район улицы Пулихова раньше назывался Архиерейской Слободой. Свое современное название улица вдоль Свислочи получила в 1923 году. До реконструкции, начатой в 1950-е, здесь преобладала малоэтажная деревянная застройка усадебного типа. А в 1960-1970-х на Пулихова началось активное жилищное строительство. Квартиры здесь получали многие представители государственной элиты.

Автор выражает признательность администрации Партизанского района за предоставленную информацию.

Комментарии к статье
Добавить комментарий