Кузница олимпиадников. Как в гимназии № 41 учат побеждать

13 Апр 2017 10:55 Комментариев нет

Автор:

В 4 часа ночи — звонок учителю. Обеспокоенная мама просила: «Помогите уложить спать моего сына. Он всю ночь читает химию». Как победители олимпиад покоряют интеллектуальные вершины, узнавала корреспондент агентства «Минск-Новости».

Педагоги, которые готовят школьников к участию в олимпиадах республиканского и международного уровней, замечают: конкуренция среди столичных школ высока. Но когда видишь итоговые результаты по количеству завоеванных дипломов и наград, то понимаешь: ежегодно в топовом списке одни и те же учреждения. Вот, например, гимназия № 41 имени В. Х. Серебряного. В нынешнем году, впрочем, как и в прошлом, здесь собрали отличный урожай. По итогам республиканской олимпиады по учебным предметам ребята завоевали 12 дипломов! Гимназия показала лучший в республике результат по математике — сразу три награды 1-й степени и еще восемь — 2-й и 3-й.

Директор учреждения Марианна Скакун говорит, что во многом секрет успеха объясняется сложившейся здесь атмосферой.

Очень важно, когда достижения школьника не проходят незамеченными, — замечает М. Скакун. — У нас небольшой коллектив — всего 390 учащихся и 40 педагогов. Мы набираем ребят с 5-го класса. Можно бесконечно внедрять в работу различные управленческие проекты, принимать по конкурсу очень способных детей, приглашать для проведения занятий вузовских преподавателей. Но нужный результат будет исключительно тогда, когда воспитывается единая система ценностного отношения к профессии, учреждению и, самое главное, к учащемуся. Если ребенок скован и зажат, не будет успеха.

В 41-й учат побеждать не только педагоги. В гимназии сложилась своя система преемственности между поколениями детей. Ребята, которые имеют заслуги и награды, работают с младшими школьниками. Ведь и с ними занимались точно так же. А это сильный психологический момент: высокая цель кажется не такой заоблачной, если перед тобой — товарищ, который уже стал победителем.

К олимпиадам здесь начинают готовить с 5-го класса. Младшие активно участвуют в локальных соревнованиях. Можно сказать, для них это школа жизни, ведь важно не только получить знания, но и пройти психологическую подготовку.

Там, где конкуренция, есть серьезная борьба, — говорит директор. — Надо уметь не только выигрывать, но и проигрывать. Да так, чтобы не хотелось все бросить, а, наоборот, было стремление работать вдвойне.

Все «олимпиадники» — бойцы. Они уже активно колесят по миру, участвуя в конференциях и интеллектуальных турнирах. Это закалка. Как спортсмен должен ежедневно тренироваться, так и здесь.

Такого мнения придерживается преподаватель Леонид Лавринович. Работает на факультете прикладной математики и информатики БГУ, а по совместительству подготавливает ребят в 41-й.

Очень важна сила воли, — считает он. — Без этого качества не добиться успеха.

Одна из его воспитанниц — восьмиклассница Полина Черникова — завоевала диплом 1-й степени на республиканской олимпиаде по математике. Девушка говорит, что эта наука прекрасна во всех проявлениях.

Ее старший товарищ десятиклассник Владислав Севец завоевал по этому предмету диплом 2-й степени.

Со мной занимались не только преподаватели, но и выпускники гимназии. Самое приятное в подготовке — чувствовать удовлетворение, когда решил сложнейшее задание, — говорит Владислав.

Женя Дорошкевич, ученик 9-го класса, в нынешнем году прославил гимназию победой в республиканской олимпиаде по химии. Перед самым испытанием он делал перерывы в занятиях только на сон и еду.

Таких, как Женя, называю детьми-сканерами. В моей практике их, наделенных уникальными способностями, было немного, — рассказывает преподаватель химии Мария Жигало. — Однажды классу дала задание — решить цепочку превращений из 12 переходов. Все дети переписали их в тетрадь, сидят, решают. А Женя ничего не делает. Когда спросила, почему, он ответил, что решает в уме!

Педагог говорит, что определить ребенка, склонного к большим успехам, можно сразу, как только зайдешь в класс. У него горят глаза.

Особый взгляд

Знакомясь с результатами международных олимпиад, замечаешь: одними из самых сильных команд традиционно являются представители КНР, Южной Кореи, США… Зачастую они увозят в свою страну немалую охапку медалей различной пробы. Мы — меньше. И когда я поинтересовалась у педагогов, которые имеют опыт участия в международных соревнованиях, в чем секрет зарубежных коллег, они пояснили. Оказывается, в том же Китае победа в интеллектуальном турнире возведена в ранг государственной идеи. Школьники отстранены от учебы в учреждении образования, их целенаправленно готовят в течение года по одному предмету. У нас сборы, как правило, проходят в каникулярный период. Ребенок не оставляет уроки в школе. Победы — это важно, это престиж страны. Но не менее важно не сломать судьбу маленького человека. А дать ему возможность полноценно развиваться.

Фото Елизаветы Добрицкой

Комментарии к статье
Добавить комментарий