Шелк чулок и аромат старинной пудры: столичная ретрогалерея раскрывает модные секреты XIX–XX вв.

26 Апр 2017 15:14

Автор:

Блог автора

Какие советские духи оценили по достоинству француженки, что подарил Брежнев вдове белорусского государственного деятеля и что значит модный образ — в репортаже корреспондента агентства «Минск-Новости».

В Минске необычные вещицы из дамского быта XIX–XX вв. можно увидеть в ретрогалерее «Мода и красота».

Хозяйка Татьяна Анюкова-Федосова — имидж-дизайнер, специалист по созданию стиля и модного образа. Ретроколлекция — ее увлечение.

История моды меня интересовала всегда, ведь эти знания — большое подспорье для моей работы, начинает рассказ Татьяна. Экспонаты собирала постепенно. Все началось со старинной броши, которую передала мне подруга. Украшение ее дед подарил перед Великой Отечественной войной будущей жене. Та всю жизнь трепетно его хранила и потом подарила внучке.

Другие вещицы отдавали знакомые, что-то привозили из далеких краев. Однажды помаду Christian Dior, произведенную в 1950-м, бандеролью прислала белоруска-эмигрантка из Израиля, с которой Татьяна переписывалась в соцсетях. Много чего и сама покупала на блошиных рынках, в комиссионках, антикварных магазинах, на аукционах за границей.

В относительно небольшом помещении расположилось большое количество всевозможных модных женских штучек разных эпох. Вот целая баррикада из дамских сумочек и авосек. С одной, двумя ручками и без них. Формы разные — конверты, планшеты, багеты, саквояжи, чемоданчики, торбы, цилиндры, спортивные. Есть и ридикюль, надеваемый на руку. Своим появлением он обязан моде на облегающие платья. Дело в том, что в XVIII в. женщины носили свободные юбки со своеобразными карманами. К началу XIX в. в моду вошли облегающие платья, и мест для карманов не осталось. Выходом из положения и стали ридикюли.

Еще один раритет — дамская сумочка ручной работы конца XIX в.

Сделана она из металлических пластинок, покрытых сверху эмалью, пояснила хозяйка галереи. Отдала знакомая, вещь принадлежала ее прабабушке.

В послевоенные годы дамы носили небольшие сумки прямоугольной формы без ручек. Держать их можно было, продев кисть под специальную полоску кожи на боковой поверхности.

Вдоль стен в галерее выстроились туфельки. Смотришь на них и понимаешь, что мода повторяется. Тоненькая шпилька, «рюмочка» соседствуют с каблуками средней и большой толщины, высокими и не очень. Обувь с зауженными или удлиненными, закругленными, тупо-круглыми, квадратными мысами всевозможных вариаций. Со шнурками или перепонками и без них.

А туфельки, которые относятся к 70-м годам прошлого века, можно и вовсе надеть хоть сейчас и выглядеть при этом вполне современно. Знаменитая платформа периодически возвращается и украшает ножки представительниц прекрасного пола уже не одно десятилетие.

На стеллажах за стеклом — флаконы с духами, которые могли бы вызвать ностальгию у наших бабушек. Например, «Красная Москва», по достоинству оцененная даже привыкшими к изыску француженками. Или «Золото скифов», пользовавшиеся спросом у минчанок.

Набор «Голубой ларец», Татьяна достает со стеллажа красивую коробку. Выкупила его у потомков советского и белорусского партийного и государственного деятеля. Такой подарок его вдове сделал сам Леонид Ильич Брежнев, о чем свидетельствовала визитка внутри коробочки.

Набором никто не пользовался. Видимо, решили оставить на память. Хозяйка галереи открыла коробку. Приятный аромат распространился по помещению, хотя пузырек с духами тщательно притерт пробкой. «Голубой ларец» считался дефицитом, достать его простым смертным можно было только по блату. Кроме духов в набор входит еще крем для лица и пудра.

Более поздний экспонат — небольшой флакон шампуня для волос. Изготовлен в 1930-м в Москве. Интересуемся, почему пузырек такой маленький.

Скорее всего, его разбавляли водой. Дамы в те времена умудрялись использовать косметику очень экономно. Крем в малюсенькой баночке, пудреница компактных размеров… Это сейчас мы наносим макияж ежедневно и зачастую обильно. А тогда женщины были скромнее и только слегка подкрашивались.

Крем для лица «Ликодермин» изготовлен на государственной фабрике высшей косметики ТЭЖЭ в середине 20-х годов прошлого века. Судя по надписи на упаковке, он «смягчает кожу лица и рук, устраняет воспаление кожи, незаменимый спутник массажа, спасает от последствий мороза. Необходим артистам при снятии грима, хранит молодость и свежесть кожи, друг и врач детей». Прямо средство на все случаи жизни!

Отдельно расположены альбомы конца XIX — начала XX в. У каждой барышни был тогда такой. В нем оставляли записи, рисунки, шаржи на память подруги и друзья.

  

В коллекции собрана и одежда разных времен. К самой старинной можно отнести городской костюм невесты 1919 года. С виду не самый дорогой и шикарный. Сшит из белого батиста. Судя по размеру, невеста была небольшого роста и хрупкого телосложения.

Среди экспонатов внимание привлекают тончайшие шелковые чулки черного цвета Christian Dior со швом, весьма модные в 50-е годы прошлого века. Надевали их в перчатках, чтобы не зацепить ногтями и не порвать.

В экспозицию вошли также различные щипцы для завивки волос, знакомые многим с советских времен термобигуди, маникюрные наборы и фены.

Модный образ подразумевает многое, сказала Татьяна. В том числе прическу, макияж, силуэт и цвета в одежде, аксессуары, обувь, аромат и даже манеру поведения. Все должно соответствовать друг другу, составлять единое целое. Собирая коллекцию, я ставила целью познакомить жителей Минска и Беларуси с подлинной историей искусства красоты XIX–ХХ в. Ретрогалерея постоянно пополняется. Мечтаю в будущем открыть музей, посвященный моде.

Галерея находится по адресу: ул. Первомайская, 2. Вход свободный.

Фото автора

Комментарии к статье
Добавить комментарий