Почему школьники выбирают педклассы, и что им это дает. Рассказы учителей и отзывы учеников

21 мая 2017 16:15

Автор:

Уже в этом году из стен гимназии № 20 выйдет первый выпуск ребят, которые учились в профильных классах педагогической направленности. Как проходило обучение и какие льготы получат ребята при поступлении, узнавала корреспондент агентства «Минск-Новости».

Оказывается, в 90-х годах прошлого века педклассы тоже существовали. И эта практика, так некстати забытая впоследствии почти на полтора десятка лет, имела положительные результаты. Сегодня в гимназии, которая до 2006 года была средней школой № 176, ведут уроки и работают 12 учителей — выпускников лицейских педагогических классов. Один из них, педагог-психолог Александр Харлап, рассказывает, что в его школьные годы попасть в профильный класс было большой радостью.

— Мы тесно сотрудничали с БГПУ имени М. Танка. На базе университета у нас проходили зимняя и весенняя сессии. Мы посещали лекции преподавателей высшей школы, в конце 10-го класса сдавали экзамен. Если его завалишь, в 11-й не переведут. Почему многие стремились попасть в педкласс? Детям казалось заманчивым, будучи еще школьниками, окунуться в мир вузовской науки, пройтись по коридорам университета, — поясняет педагог.

Александр Харлап вспоминает: окончание лицейского класса не гарантировало льготного поступления в БГПУ. Никаких поблажек не было, ребята шли на общих основаниях. За годы учебы в педклассах выпускники почувствовали, смогут ли в будущем работать с детьми. Благодаря педагогу Ларисе Знак на базе школы был создан вожатский отряд «Прометей». Старшеклассники-вожатые шефствовали над каждым младшим классом.

Был и еще один важный момент. Выбор профиля тоже должен быть осознанным. Те, кто шел на педагогическое направление, четко понимали, что будут учителями. И здесь стоит упомянуть про дружеский союз между некогда 176-й школой и Республиканским пионерским лагерем «Зубренок». Последний и вовсе, как оказалось, стал настоящей кузницей педагогических кадров для всей страны.

Я был волонтером в легендарном лагере начиная с 7-го класса! Вместе с другими учениками нашей школы мы выезжали в «Зубренок» на несколько дней в смену. Жили в палатке-шатре, во всем помогали старшим вожатым, сопровождали маленьких отдыхающих. Мне самому еще 12-13 лет, а веду отряд детей в столовую или на утреннюю зарядку. Это была прекрасная школа жизни, тогда я осознал, что безумно люблю работать с детьми, — вспоминает Александр Харлап. — Сейчас мы возрождаем то, что когда-то потеряли.

Педагог достает из письменного стола старый пионерский альбом «На память о «Зубренке». Он принадлежит нынешнему директору гимназии № 20 Леониду Абрамову, который в 70-х годах прошлого века тоже в качестве вожатого проходил школу жизни в легендарном лагере. На черно-белых фотографиях улыбчивые друзья-товарищи, юные волонтеры в пионерских галстуках, повязанных поверх белых рубах. Снимки, лишенные ярких красок, невероятным образом передают все многоцветие царившей тогда атмосферы детства, где дружба зарождалась за одну короткую смену и сохранялась на всю оставшуюся жизнь. И вот спустя почти 15 лет традицию сотрудничества гимназии и «Зубренка» решили возобновить.

— Уже этим летом мы везем в республиканский лагерь 26 наших учеников. Это ребята из педагогических классов, а также те, кто помладше, — с 8-го класса. Для них это будет хорошей допрофильной подготовкой, — делится планами педагог-психолог.

У нынешних выпускников педагогических классов лето будет не менее насыщенным и очень ответственным. Они все стремятся стать студентами. Из 120 ребят, оканчивающих гимназию, только около 20 намерены поступать в педагогический вуз. Остальные пойдут в лингвистический, медицинский, экономический…

— И это особенный результат. Мы не стремимся к тому, чтобы они все поступили в БГПУ. Это как раз те ребята, которые показали себя во время педагогической практики, успешно заменяли учителей на уроках, не терялись в детском коллективе. Когда они станут первокурсниками педагогического университета, учебный процесс у них пройдет осознанно, — считает заместитель директора по учебной работе Наталья Дереклеева.

С этого года выпускники таких классов имеют льготы при поступлении на педагогические специальности. Но это отнюдь не лазейка для беззаботного входа в студенческое сообщество.

— Ребята должны иметь в аттестате по всем предметам не ниже 7 баллов, а по профильным — не ниже 8, — напоминает Наталья Дереклеева. — И настоящий учитель должен быть объективен и справедлив в оценке возможностей своих учеников.

Кроме того, абитуриентам вместе с подачей документов в вуз предстоит выдержать собеседование по вопросам педагогики и психологии. Оно пройдет с 12 по 14 июля.

— Полагаю, что конкурс среди выпускников педклассов будет очень высоким, — говорит Александр Харлап. — Приедут поступать много ребят из регионов страны, но все будут в равных условиях.

Заместитель директора по начальной школе Елена Грищенко рассказала, как выпускники педклассов работали с маленькими учениками:

— Детский коллектив — уникальная среда для самореализации и развития профессиональных навыков старшеклассников. Они приходят к нам постоянно. Проводят не только уроки. Организуют подвижные перемены, работают с продленкой, вовлекают детей в творческие мастер-классы и мероприятия. Малыши иногда даже лучше воспринимают своего старшего товарища, нежели учителя. А будущие педагоги в свою очередь очень ответственно готовятся к встрече с младшеклассниками. Каждый шаг обсуждают с опытным учителем, пишут план-конспект урока. Это кропотливый труд. Конечно, на первых занятиях могут немного теряться. Особенно мальчики. Но это только первый раз. И не столько переживают за ход урока (смогут ли донести нужную информацию, удержать дисциплину), сколько волнуются, как малыши их воспримут в роли учителя. За два года они профессионально выросли и сейчас проводят занятия на уровне студентов педвуза.

Юные учителя рассказали, чем занимались два года в педагогическом классе.

Владислав Макуцкий (слева), ученик гимназии № 20, будущий учитель химии и биологии:

— За два года многие из нас очень сильно изменились, поменяли взгляд на профессию педагога. Я хочу не только приобретать знания, но и делиться ими с другими, помогать развиваться детям. К первому уроку готовился около недели. Вместе с группой продленного дня мне предстояло выйти на прогулку, организовать для них досуг — пару детских игр. Я с виду большой и грозный, так что они меня слушались. Дети сначала оценивают по внешнему виду, первое время смотрят с опаской. Главная хитрость, как расположить к себе ребенка, — собственные знания. Если ты интеллектуально подкованный, станешь для малышей авторитетом и примером для подражания.

Алина Ерошевская, ученица СШ № 126, будущий сурдопедагог:

— Мы боялись, что не сможем дать детям необходимые знания, заинтересовать. Когда планировали урок для ребят в конкретном классе, вспоминали, какие методики используют их любимые учителя. Дети замечали, что мы подражаем тем, кому они симпатизируют, и уроки проходили в удовольствие, нас слушали. А потом на переменках бегали за нами и просили, чтобы мы снова провели у них какой-нибудь урок. Иногда у меня спрашивают, не пугает ли обязательная отработка 5 лет после учебы в вузе. Это не минус, а только большой плюс! У нас будет постоянное место работы сразу после учебы, практически без опыта.

Диана Кругленя, ученица гимназии № 20, будущий логопед:

— Как и те мои одноклассники, кто решительно настроился на педагогический вуз, я на протяжении двух лет старательно заполняла портфолио. Теперь это внушительная папка, в которой все мои достижения за 11 лет учебы: от дипломов и наград до собственных разработок уроков, отчетов о проведенных занятиях. Также веду блог о педагогической практике, где выставляю фотографии и видео работы с детьми, делюсь мыслями, рассказываю про учеников, с которыми посчастливилось познакомиться. Мы так сдружились, что я их уже ласково называю «мои детки».

Фото автора

Комментарии к статье
Добавить комментарий