Как пополняются фонды музея истории Великой Отечественной войны, и почему посетители видят лишь 2 % от них

23 Июн 2017 11:55

Автор:

Блог автора

Медаль «Золотая Звезда», пролежавшая в лесу под Минском почти 70 лет, японское военное снаряжение, модные сумочки 1940-х годов — что еще дарят музею истории Великой Отечественной войны, выясняли корреспонденты агентства «Минск-Новости».

Музеи проживают две совершенно разные жизни. Первая — известная каждому, экспозиционная. Но это лишь верхушка айсберга, поскольку в витрины попадает незначительная часть собираемых десятилетиями раритетов. Вторая жизнь — закулисная. Она спрятана от посторонних глаз, протекает в музейных запасниках, куда закрыт доступ случайным посетителям, и поддерживается хранителями коллекций.

Как они продлевают жизнь раритетов и почему называют свою профессию экстремальной, рассказала главный хранитель фондов Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны Светлана Потупчик.

По горячим следам

При словосочетании «фонды музея» фантазия рисует огромные подземные хранилища, крепкие сейфы и длинные коридоры с подпирающими потолок полками. К сожалению, попасть в запасники нам не удалось — вход туда открыт лишь для хранителей и проверяющих.

За все предметы отвечаем головой, ведь, если с ними что-то произойдет, это могут расценить как халатность, за что в некоторых случаях грозит в том числе и уголовная ответственность, — говорит С. Потупчик. — В зависимости от материала — металл это, бумага или дерево — создаем для экспоната тот или иной температурно-влажностный режим. На сохранность также влияет освещение — поэтому в хранилищах темно. Сейчас у нас собрано свыше 109 000 музейных предметов и 38 000 вспомогательных материалов. Площадь фондохранилищ составляет более 920 квадратных метров — этого достаточно для того, чтобы пополнять коллекции на протяжении еще полувека. У нас ведь норматив есть: каждый год должны увеличивать музейный фонд на 1 %.

Несмотря на то что новые предметы десятками и сотнями ежегодно поступают в учреждение, основа коллекции собрана еще во время войны и сразу после ее окончания. Идея создания музея возникла у первого секретаря ЦК КП Белоруссии Пантелеймона Пономаренко. Сегодня его называют крестным отцом музея истории Великой Отечественной войны.

Экспонаты, которые собрали по горячим следам на оккупированной территории, — наш золотой фонд. Многие сегодня удивляются, каким образом осталось столько подлинников документов, ведь в 1940-х они печатались на некачественной, «однодневной» бумаге. Те, кто их сохранил, уже тогда понимали: это для будущего музея.

Также во время войны начали собирать коллекции специальные группы из числа партизан. Благодаря им удалось сохранить уникальное самодельное оружие, рукописные журналы и многое другое.

Для того чтобы получить экспонаты с фронта, на поля сражений отправляли специальные бригады. Правда, одних завернули назад, а вот у других все сложилось успешно — к примеру, в Лодзи и Берлине. Так, в немецкой столице побывал один из первых сотрудников музея Петр Николаевич Гончаров. Он рассказывал, что в сборе вещей не было никой системы, — брали что могли. Привезли в основном предметы, принадлежавшие немецкой армии, а также мебель для музея.

В 1950-х и позже в фонды стали поступать вещи фронтовиков, награды, личные письма.

Он открыл двери для посетителей в 1944-м, других таких в СССР не было. Поэтому к нам и несли свои вещи, которые иной раз отрывали от сердца, — поясняет С. Потупчик.

 

Новые повороты истории

Кто бы мог подумать, что тенденция эта сохранится и в XXI веке. По словам сотрудников музея, проблем с пополнением коллекций сегодня нет. И даже наоборот — в учреждении не успевают обрабатывать новые поступления. Конечно, далеко не все они имеют историческую ценность — в таких случаях предметы любезно возвращают. Но есть среди них и уникальные находки, которые способны пролить свет на тайные страницы истории.

В центре Минска есть маленькая улица Михайлова — возле Военного кладбища, — продолжает собеседница. — Названа в честь Героя Советского Союза Бориса Александровича Михайлова. В наших фондах хранится копия письма, в котором рассказывается, как он погиб. Случилось это 3 июля 1944 года, в день освобождения Минска. Фашисты ранили 21-летнего Бориса, затем снайпер убил его выстрелом в голову. Немцы забрали часы и пистолет героя, срезали с гимнастерки медаль «Золотая Звезда». Удивительно то, что в 2010-м минчанин Дмитрий Петрович Воробьев принес нам такую награду. Пояснил, что нашел ее в лесу в Минском районе — на месте бывшей деревни Пуща. После проверки выяснилось, что медаль подлинная, а по номеру определили: принадлежала тому самому Михайлову. На постоянном хранении в музее она находится с 2014 года. Борис Михайлов похоронен в Минске на Военном кладбище.

Подобный экспонат сегодня стоит немалых денег, но музей получил его в дар. Бывают, правда, и обратные ситуации: минчане звонят с деловым предложением и заламывают цену за старые газетные вырезки. Музейщики утверждают, что им нередко приходится сталкиваться с такими контрастными примерами.

Также целый ряд подарков музею истории Великой Отечественной войны преподнес житель Осиповичей Александр Алексеенко. В 2016-м он передал учреждению редкое для Беларуси военное снаряжение Императорских Вооруженных сил Японии — всего 11 единиц. Среди них противогаз, фляга, сумка и многое другое.

Выяснилось, что молодой человек подробно изучил выставки и сделал вывод: экспонатов такого плана музею не хватает. Вещи эти он купил за собственные деньги. Но на этом не остановился: приобрел еще 11 единиц снаряжения и обмундирования солдат Великобритании — сейчас они находятся в учреждении на оформлении.

Также через Посольство Великобритании в музей истории Великой Отечественной в июне нынешнего года поступил комплект оригинального военного обмундирования и снаряжения ирландского стрелка времен Второй мировой войны. Вещи передал командир 2-го батальона Королевского ирландского полка подполковник Пол Уокли.

Несмотря на то что музей посвящен войне, его работникам всегда хотелось затронуть и мирную тему — о периоде восстановления страны. Но, когда стали создавать соответствующую экспозицию, выяснилось: в фондах совсем мало нужных вещей.

Сотрудники стали заниматься комплектованием: искали предметы быта, послевоенной моды, общались со сдатчиками. Собирали все это по крупицам. Кое-что приносили люди. Так, например, Вероника Тимофеева подарила сумочки, перчатки, фотографии и красноармейскую книжку своей мамы Раисы Масловой. Отец привез модные аксессуары из Москвы. Сумочки эти очень красивые — хоть сегодня с ними щеголяй. Одна из них выполнена в технике Petit Point — она получила распространение в эпоху австрийской императрицы Марии Терезии, — рассказывают хранители.

Музейные работники уточняют: от населения принимают раритеты именно на постоянное хранение, а не для выставления в витринах. Сегодня в залах представлено 8 000 экспозиционных материалов, среди которых 2 500 — музейные предметы. Соответственно, посетители могут увидеть чуть более двух процентов от собранного.

Мы не только ведем учет и изучаем вещи в фондах, но и бережно их храним. Если она поступила с дефектами, подробно их фиксируем, а потом реставраторы устраняют их или консервируют. Классическое понятие амортизации в нашем случае не применимо. Вообще, считаю, что хранители — люди экстремальные. Поскольку всю жизнь несем ответственность за сохранение истории нашей страны, которая отражена в этих самых предметах.

 Фото Елизаветы Добрицкой

 

 

 

Комментарии к статье
Добавить комментарий