Перемены ради перемен?

22 Авг 2017 07:50

Автор:

Блог автора

Убеждена: делать шаг назад, к 5-балльной шкале оценивания, нет никаких оснований

В преддверии учебного года на обсуждение общественности вынесено предложение о возврате к пятибалльной системе оценивания в средней школе. Как любое предложение сверху, оно сразу нашло своих сторонников. Но противников (во всяком случае, среди тех родителей и педагогов, с которыми общаюсь я) гораздо больше.

Лично я тоже сильно сомневаюсь в целесообразности подобного шага. Сегодня в разных странах действуют разные системы оценивания успеваемости. Есть и 100-балльная (в Израиле), и 20-балльная (во Франции), и 12- (в Украине), и 6-балльная (в Швейцарии) шкалы, и много других. В США применяется буквенная (хотя она имеет и численную интерпретацию) шкала оценивания. В общем, все зависит от подходов, традиций, национальных особенностей образовательной системы. Уверена: ни одна из систем оценок не совершенна. У каждой наверняка есть минусы, в каждой находится место субъективизму, поскольку оценивают знания учеников все-таки живые, пристрастные люди.

Я против возврата к 5-балльной системе не потому, что считаю 10-балльную принципиально лучше. Просто этап адаптации (а это всегда не очень простой этап) к 10-балльной системе уже прошел и возвращаться к прежней — значит обеспечивать очередной стресс и учителям, и ученикам, и родителям. Не говоря уже о неизбежных серьезных материальных тратах из бюджета, которых требуют подобные реформы. Вообще, мне кажется, наша система образования страдает синдромом хронического реформирования. Сколько за период после обретения независимости Беларуси в этой сфере произошло изменений, которые вносились, потом отменялись, потом опять признавались целесообразными? (Один из многочисленных ярких примеров — история с профильным обучением.) Не лучше ли семь раз отмерить и один отрезать? Зачем постоянно перестраиваться на марше, делать резкие движения? Это страшно нервирует, сбивает дыхание, плохо сказывается на здоровье.

Оценочная шкала успеваемости отнюдь не самая болевая точка в системе нашего образования. Есть проблемы, которые кажутся гораздо более существенными в сравнении с ней. Они касаются, например, повышения престижа учительского труда. Нужно делать все, чтобы в школу шли те, кто любит детей и свой предмет, кто умеет думать самостоятельно и способен учить этому мальчишек и девчонок. Необходимо раскрепостить педагогов, снизить объем отчетности, который отнимает у них огромное количество времени, создать мотивацию для учительского творчества.

Сегодня заучивание, воспроизведение полученной из учебника информации не имеет принципиального значения. В век информационных технологий любые нужные сведения можно получить легко и быстро. А вот научить ребенка мыслить, сопоставлять информацию из разных источников, не бояться высказывать и отстаивать свою точку зрения — это действительно важно. Только по-настоящему интеллектуальный неравнодушный педагог может поддерживать в учениках стремление образовывать себя, привить им жажду знаний и самосовершенствования. Еще, считаю, школа гораздо больше должна уделять внимания профориентации учащихся, раскрытию индивидуальных способностей каждого, чтобы к окончанию школы подростки реально представляли, в каких сферах деятельности они объективно могут добиться успеха, а в каких их наверняка постигнет разочарование. Задача современной школы — помочь детям подготовиться к взрослой жизни, наделить их нравственными ценностями, научить беречь здоровье. Одним словом, есть над чем думать и чем заняться помимо очередного, ничем по сути не мотивированного, возврата к 5-балльной системе.

Недавно моя родственница вернулась со стажировки в Финляндии, где знакомилась с организацией образовательного процесса по своему профилю в высшей школе. «Да, финны, на первый взгляд, кажутся тугодумами, — поделилась она впечатлением. — Но, наверное, у них генетически заложенная привычка — прежде чем сказать что-то или сделать, подумать. И это здорово! Все, что они делают в системе образования, выше всяких похвал! За счет продуманности каждого шага и действия им не приходится постоянно переделывать сделанное, пересматривать свои решения, и это очень экономит силы и средства».

Комментарии к статье
Добавить комментарий

книговка

прекрасно написано и сказано двумя руками за!