Один на весь город: в детсаде № 226 работает единственный в Минске мужчина-заведующий

12 Окт 2017 10:39

Автор:

«Наш Сергей Робертович может и гвоздь вбить, и шкаф передвинуть». Как уживается в женском коллективе единственный в Минске мужчина, которому выпало заведовать детским садом, узнавала корреспондент агентства «Минск-Новости».

Сергей Рико — заведующий яслями-садом № 226. В должности три года. Если в школах и гимназиях города директора-мужчины — довольно частое явление, то он в столице такой один. Правда, одиноким заведующий себя не чувствует. Говорит, в коллективе есть и сильный пол — два сторожа и дворник.

С. Рико — педагог в третьем поколении. В свое время его бабушка работала директором школы в городе Хотимске Могилевской области, а мама заведовала детским садом. Поэтому решение стать учителем было вполне осознанным. Окончил БГПУ имени М. Танка, работал дефектологом с ребятами с особенностями развития. Затем — 4 года воспитателем в детском саду.

Самое приятное в работе — видеть результаты своего труда. Вкладываешь в детей опыт, знания, и они впитывают как губки. А после приходят родители и делятся приятными новостями: «Мой Ванюша пуговицы сам застегивает», — улыбается заведующий.

Не устали от вопроса, почему здоровый взрослый мужчина застрял в детском саду?

Здоровый не здоровый, а работы здесь хватает! Помню, на собеседовании смотрели на меня настороженно. Родители в первое время удивлялись. Но мужчины не должны быть уникальным явлением в дошкольном образовании. Скажем, есть неполные семьи, в которых малыши могут недополучить отцовского внимания. Что ни говори, а женская и мужская системы воспитания различаются. Первая более творческая, вторая — с упором на логику и дисциплину, выработку лидерских качеств, которые необходимо развивать не со школы, а с детского сада.

Вы амбициозный руководитель?

Знаю, что хочу сделать. Будущее планирую пятилетками. На первую, когда вступил в должность, поставил себе задачу собрать достойный коллектив и благоустроить сад. Неважно, что нашему учреждению уже больше полувека. Но создать комфортную обстановку я в силах. На 60 % план выполнил. А амбиции очень часто могут не сойтись с возможностями. За первый год работы отремонтировали коммуникации, устранили проблемы с электропроводкой. Обновили в группах потолки. Сил ушло немало.

Привлекаете к воспитанию отцов?

А как же! Однажды спрашиваю у своего коллектива: «Девчата, мы готовимся к празднованию 8 Марта, Дня матери… А как же День отца или 23 февраля?» Вот теперь приглашаем и пап, готовим для них концерты. Всегда говорю родителям: в воспитании ребенка мама и папа должны принимать равное участие. Отцу ведь тоже есть что сказать. Дисциплина у детей должна вырабатываться с 3 до 5 лет. Будете раньше воспитывать — ребенок не поймет, начнете позже — не будете для него авторитетом. Авторитетом окажутся уже другие взрослые.

Каким должно быть счастливое детство?

Проводимое в игре! Не компьютерной, а на улице, в общении. Современным детям этого не хватает. Через игру они познают мир.

С заведующим мы встречаемся в разгар рабочего дня. Поэтому общаться приходится на ходу — Сергей Робертович, по его собственному выражению, контролирует выполнение режимных моментов. Это значит, посещает занятия в группах, смотрит, как протекают рабочие процессы.

Заходим в ясельную. Детки 2-3 лет с воспитателем играют: пьют чай. На заведующего реагируют, здороваются. А когда спрашиваем, кто этот дядя, дружно отвечают: «Робертович!»

Если нет срочных дел в виде написания отчетов, посещения совещаний, подготовки к мероприятиям, иду проверять, как воспитатели встречают детей, проводят занятия. А после в коллективе обсуждаем, что было не так, — уточняет собеседник.

Заходим в группу к воспитанникам постарше.

Солнце нас уже не греет, ветер дует все сильнее… — читает стихотворение воспитатель, пробуждая у малышей вдохновение к творчеству. А они рисуют. Тема самая что ни на есть осенняя — красочные листики, грибы в лесу. С. Рико наблюдает со стороны, чтобы не помешать творческому процессу.

А по коридору между тем стали разноситься ароматы предстоящего обеда. Есть повод зайти в пищеблок.

Контроль за питанием тоже на мне. Слежу, как производится закладка продуктов, участвую в бракераже, корректирую в случае необходимости детское меню, — уточняет заведующий.

Повар Александра встречает руководителя с улыбкой. Говорит, с приходом С. Рико у сада появилось мужское лицо.

— Проявляет твердость характера, сказал — сделает! Недавно вот закупили новую посуду для пищеблока, — рассказывает сотрудница.

Сегодня на обед у детей щи, рыбник, пюре и салат.

А я вспоминаю садовскую запеканку! — замечает заведующий. — Рецепт, казалось бы, простой: смешай творог, манку, яйца и сахар — да запеки. Но секрет вкусных блюд — готовить не только с любовью, но и точно по технологии.

На кухне порядок. Идем навещать деток, которые сейчас занимаются физкультурой. Пока малыши выполняют упражнения, беседуем с их воспитателем. Екатерина Морозова работает здесь 4 года:

В коллективе дисциплина. Он стал дружнее, сплоченнее. К нашему мнению прислушиваются, — говорит воспитатель. — Считаю, мужчина-заведующий в детском саду как раз на своем месте. А почему неохотно идут на эту должность? Так ведь это огромная ответственность.

Мамам и папам часто говорю: с детьми необходимо постоянно играть и общаться, а баловать не стоит, — вступает в беседу С. Рико. — Дошкольники умные, интеллект у них развит. Но они психологически слабее предшествующих поколений. Выхватывают, цепляют из окружающего много информации. А она в их возрасте должна поступать дозированно. Иначе это приведет лишь к сильным перегрузкам.

В коллективе С. Рико не просто начальник, а старший товарищ. К нему идут за советом.

Когда ты молодой воспитатель, приходится повышать голос, чтобы дети просто тебя услышали. Потом в общении с ними доходишь до уровня, когда они понимают тебя с одного взгляда или с полуслова, — считает собеседник.

Как воспитать лидера

Когда С. Рико работал воспитателем, он старался привить малышам самостоятельность. Для этого использовал принцип индивидуальной ответственности за общее дело. Например, у малышей по плану — трудовое воспитание: допустим, собирают опавшие листики на площадке. Деток он разделял на группы по 2-3 человека. Одного назначал главным, чтобы тот контролировал работу, следил за порядком и сам принимал участие в трудовом десанте. Далее такая возможность передавалась товарищу. Каждый мог побыть лидером.

Мужской совет

Привычная ситуация, которая выбивает из колеи родителей: чадо закатило истерику в магазине, валяется на полу, протестует. Что делать? Уводите или уносите ребенка домой, а там, вдали от посторонних глаз, объясняйте, в чем он был неправ. И лишайте чего-то хорошего. Например, просмотра любимого мультика. Так поступайте всякий раз, когда сын или дочь недостойно ведут себя в общественных местах. У ребенка должна возникнуть логическая связь: плохо себя вел — остался без удовольствий.

Фото Елизаветы Добрицкой

 

 

Комментарии к статье
Добавить комментарий