Большая часть белорусских интернет-покупателей живут в Минске

До недавнего времени отечественные специалисты в сфере интернет-торговли могли лишь догадываться, насколько велик белорусский рынок электронной коммерции, хотя это явление существует в нашей стране уже не первый год. 

– Если говорить простыми словами, то e-commerce – продажа товаров и услуг в Интернете. На мой взгляд, в такой сфере сегодня очень интересно работать хотя бы потому, что это самое быстрорастущее направление, – рассказала директор kupi.tut.by Евгения Чернявская.

Первые масштабные исследования этого относительно молодого для нашей страны вида бизнеса проведены в прошлом году. Это помогло понять, какую часть онлайн-торговля занимает в розничном товарообороте, какие суммы там вращаются и каковы перспективы направления.

Барышникова

– Сам термин «интернет-магазин» появился в белорусском законодательстве только в 2009 г. А в 2010-м, согласно Указу Президента № 60, каждый продавец в Сети должен быть зарегистрирован в торговом реестре. С 2012-го интернет-магазины обязаны предоставлять покупателям возможность безналичной оплаты, а с 2013-го – иметь свой кассовый аппарат, – пояснила начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Республики Беларусь Ирина Барышникова.

Ситуация на рынке онлайн-торговли такова: продавцов достаточно много, но в большинстве своем это мелкие игроки. Всего в Байнете насчитывается более 10,5 тыс. магазинов. Что же касается крупных предприятий и торговых объектов, то они пока не спешат осваивать виртуальное пространство. И это несмотря на то, что сфера развивается небывалыми темпами. С начала нынешнего года число сетевых продавцов уже увеличилось на 62 %, а по сравнению с 2013-м их и вовсе стало вдвое больше. Что интересно, Минторг регистрирует новый интернет-магазин каждые 45 минут. Правда, примерно половина из них прекращает деятельность меньше, чем через год.

Доля e-commerce в розничном товарообороте составляет 1,46 %, хотя, по оценкам специалистов, во всех соседних странах этот показатель уже достигает 5 %. Объем белорусского рынка электронной торговли за прошлый год составил 420 млн долларов.

Как и в других странах, в Беларуси через Интернет наиболее активно покупают бытовую технику, электронику, компьютеры и комплектующие. На втором месте традиционно находятся товары сегмента fashion – одежда, обувь, аксессуары. Существенное отличие Беларуси от других стран – это высокая доля покупателей билетов на различные мероприятия (кинофильмы, спектакли, концерты).

– Сегодня свои магазины в Сети имеют и крупные универмаги Минска, такие как ГУМ, ЦУМ, Торговый дом «На Немиге», «Беларусь». Многие производители оценили перспективы развития интернет-торговли, после чего открыли свои магазины в Сети, в частности «Керамин», «Пинскдрев», «Белвест». И Минторг постоянно проводит работу по стимулированию этой активности именно производителей и крупных торговых центов, – уточнила Ирина Барышникова.

Сегодня Всемирной сетью пользуются 60 % населения нашей страны. Практически все долгосрочные покупки планируются при помощи Интернета: люди изучают технические характеристики, инструкции и советы по выбору, отзывы о товарах или о продавцах – все это изменило потребительское поведение в Беларуси так же сильно, как и во всем мире.

– Наши соотечественники тратят на онлайн-покупки пока меньше, чем в Европе или Америке, средний чек у нас – 91 доллар. Помимо отечественных сайтов у белорусских пользователей очень популярны китайские. Чуть ниже в рейтинге американские и российские, – рассказала Евгения Чернявская.

Активнее всего покупки в Интернете совершают пользователи в возрасте 25–34 лет, причем мужчин и женщин среди них примерно равное количество. Исследователи отмечают прямую зависимость покупательской активности от пользовательского стажа. То есть, чем больше времени человек знаком со Всемирной паутиной, тем смелее он совершает там покупки. Так, новички чаще всего приобретают одежду, обувь и аксессуары, старожилы же бронируют гостиницы, заказывают турпутевки и оформляют платные подписки на цифровой контент – музыку, фильмы, книги.

Большая часть белорусских интернет-покупателей живут в Минске – 53,3 % от общего числа. Жители столицы не только самая многочисленная группа, но и самая активная. Мало кто из минчан ограничивается одним приобретением в течение года.

– Большинство клиентов интернет-магазинов выбирают такой способ шопинга из-за удобства. Также они отмечают, что цены ниже, чем в обычных магазинах, не надо никуда идти да и ассортимент шире. Главный секрет успешности коммерции в Интернете – это более широкий выбор и круглосуточная работа, – отмечает Евгения Чернявская.

По мнению экспертов, основной стопор электронной торговли в Беларуси – это слабое предложение: недостаточный ассортимент и низкий уровень сервиса на всех этапах, от обработки заказа до доставки.

– Именно потребитель диктует пути развития интернет-торговли, – считает Ирина Барышникова. – Ведь у него есть выбор. Магазинов у нас достаточное количество, а значит, можно остановиться на том из них, где выше уровень обслуживания, что простимулирует других

Дополнительная информация

40 % белорусских интернет-магазинов не имеют в штате специально обученного персонала. То есть работают по принципу: сам себе курьер, бухгалтер, маркетолог и директор.

***

За полгода в среднем белорус совершает 3,2 покупки в Сети.

***

Более трех миллионов жителей нашей страны имеют хотя бы однократный опыт покупок в Интернете.

***

Основным безналичным платежным средством у белорусов по-прежнему остается банковская карточка. А 60 % всех покупок в Сети до сих пор оплачивается наличными.

 

 

Самое читаемое