Чем живут в Доме трудолюбия Свято-Елисаветинского монастыря

Зачем страждущие приходят в Свято-Елисаветинский монастырь, чем им помогают в обители и какие чудеса случаются благодаря молитве, узнавала корреспондент агентства «Минск-Новости».

— Господи, спаси и сохрани меня грешную…

Утро в Доме трудолюбия Свято-Елисаветинского монастыря начинается с молитвы. Люди обращаются к Богу за помощью, просят мира и успокоения: так они пытаются найти свое место в жизни.

Меня встречает монахиня Варвара (Атрасевич), провожает в небольшую комнату. В окружении святых ликов неспешно ведем беседу.

img_0059-foto-yulii-rudenko-copy

— Многие приходят от безысходности, — говорит она. — Душа-то чувствует и понимает, что без Творца не справится.

По словам монахини Варвары, в монастырь обращаются и верующие, и далекие от религии люди. Просят помочь одеждой, обувью, продуктами.

— Дать человеку еду и какие-то вещи — самое простое, что можно сделать, — рассуждает она. — Но запасы пищи быстро иссякнут, одежда износится — всё повторится по кругу. Оттого помочь — значит дать возможность почувствовать себя необходимым обществу, научить трудиться.

В Доме трудолюбия живут разные люди. Некоторые были годами вырваны из социальной жизни, они опустошены и физически, и духовно. Одни страдают от зависимости, другие потеряли недвижимость, утратили здоровье и оказались ненужными родственникам.

— Соприкасаясь с молитвой, душа постепенно оживает, — продолжает монахиня. — Человек приходит в себя, у него появляется желание трудиться. Но на такое перерождение уходит много времени, порой целые годы.

В течение дня в Доме трудолюбия читается Евангелие и записки за здравие с именами работников и их родственников.

27-copy

В лазоплетейной мастерской

— Созданы швейная, текстильная, керамическая, иконоокладная мастерские, — открывая двери последней, знакомит со здешним хозяйством монахиня Варвара. — Среди работников есть люди, которые страдают физическими либо психическими недугами, причем не врожденными, а приобретенными в результате тяжелой жизненной ситуации. Самое поразительное, что в стенах обители болезнь иногда затухает. Для самого человека это и удивление, и радость.

В социальных мастерских Свято-Елисаветинского монастыря практикуется и надомный труд. Такая форма занятости удобна для людей с ограниченными физическими возможностями, мам, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

— В иконоокладной мастерской пишут иконы и делают к ним оклады. Вся эта красота ручной работы, — бережно переставляя святые лики, рассказывает ее руководитель сестра Елена. — Кропотливый труд, требующий большого терпения.

Оклады для рукописных икон расшивают жемчугом, канителью, создают уникальные латунные работы. В золотошвейном отделении расшивают митры — головные уборы священнослужителей, вышивают святые лики золотыми и шелковыми нитями.

dsc_8312-copy

Так создают церковную утварь

— Иногда случаются чудеса, — улыбается монахиня Варвара. — Начинают писать миряне, далекие от иконописи. Так, икону Сергия Радонежского написал брат, который никогда этому не учился.

Идем дальше. За следующей дверью — рулоны ткани, наполнители, различные заготовки — в текстильной мастерской кипит работа.

— Используем в основном натуральные материалы: лен, бязь, штапель, — поясняет художник Елена Колясникова. — Постоянно разрабатываем новую продукцию и заботимся о ее духовном наполнении. Сейчас, к примеру, задумали реализовать один социальный проект: хотим рассказать о детях из онкоцентра, вкладывая в сувениры их сказки.

Елена — профессионал своего дела. Окончила Белорусскую государственную академию искусств, отделение художественного текстиля.

Катя — мама четверых девчушек. В керамической мастерской трудится не первый год, за это время она значительно выросла в профессиональном плане.

— Работа с глиной идет на пользу людям с психическими заболеваниями, — делится она наблюдениями. — Труд, в котором задействована мелкая моторика, благотворно влияет на их состояние. Был случай, когда после неудачной сдачи сессии парень перестал разговаривать. Мать привела его к нам. Через полгода молодой человек пришел в себя, вернулся к жизни и восстановился в институте.

39-2-copy

В свечной мастерской

Монахиня Варвара совмещает послушание на женском подворье и в Доме трудолюбия. На вопрос, как пришла в монастырь, улыбается. Говорит, что повезло: родилась в верующей семье, поэтому всегда жила с верой в Бога.

— Монастырский комплекс неделим, — считает она. — Здесь всё взаимосвязано и взаимодополняемо. Люди учатся трудиться и нести ответственность.

Конечно, проблема существует — зависимым людям трудно задержаться на месте, но некоторые всё же социализируются. Важно, чтобы человек, уходя в мир, не потерял связь с Богом, и тогда всё наладится.

Справочно

Весной 2000 года в деревню Лысая гора стали приезжать первые братья, страдающие от пьянства и наркомании, освободившиеся из мест лишения свободы, бездомные, инвалиды. Сегодня это целый комплекс, включающий храм в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», дома для проживания, животноводческое хозяйство, теплицы, свечную, столярную, каменную и другие мастерские.

Спустя 11 лет недалеко от деревни Нелидовичи организовали и женское подворье. Сейчас там живут женщины и дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию. По мере сил трудятся: занимаются рукоделием, держат хозяйство.

Здесь восстанавливается храм во имя преподобного Сергия Радонежского, построено общежитие для насельников. Планируется, что со временем появятся комплекс для детей-сирот и матерей, лишенных родительских прав, и богадельня.

Фото предоставлены пресс-службой Свято-Елисаветинского монастыря

Самое читаемое