Чему учат в школе

Глафира Летковская
Автор материала:
Глафира
Летковская

Какие уроки все-таки главные?

Начало очередного учебного года, как обычно, застало врасплох. Ну не хочется мне думать летом о подготовке сыновей к школе, каюсь. Поэтому последняя неделя августа для нашей семьи всегда самая горячая.

Брюки, рубахи, туфли… Рюкзаки, книги, тетради… Будильник на утро, цветы из вазы, и вот оно — звенит первый звонок.

Этот день всегда по-своему красив и трогателен. Школа на пару часов превращается в один сплошной разноцветный букет. Милые первоклашки, сдержанные 11-классники, нарядные и торжественные учителя. Все бодры и веселы, потому что первый звонок — это пусть уже и не лето, но еще и не учеба. Просто день встреч и душевных разговоров. Очень важный день, на самом деле.

Например, мой старший сын, в прошлом году поступивший в Лицей БНТУ после 9 класса, заглянул на первый звонок и к своим бывшим одноклассникам, точнее, к своей бывшей классной.

— Пойду найду Галину Александровну, — бросил он второпях, поприсутствовав на линейке у младшего брата.

А ведь сколько раз, пока учился в школе, рассказывал о «несправедливости» классной: то она что-то не так сказала, то не так посмотрела. Оказывается, все не так страшно было? Хотя я отлично помню, что мальчишеское бурчание не раз прерывалось короткими вставками о том, как Галина Александровна «устроила чаепитие для всего класса», «сняла видео о нас и показала на классном часу — как мы смеялись!», «предложила съездить в Литву всем классом» и т.п. Однажды приятно удивило детское замечание: «Мы, мам, почти на каждой перемене к ней приходим в класс, разговариваем…».

Мне кажется, именно благодаря таким «вставкам» и начинает произрастать в наших детях то хорошее, что мы желаем в них видеть. Учителя действительно играют одну из главных ролей в жизни каждого из нас. Изначально дети видят в них просто взрослых, а взрослые, как принято считать, всегда могут научить чему-то новому. Вот только чтобы это новое укоренилось, педагог обязан быть интересным человеком, с изюминкой. Разве не так? И не страшно, если предмет, который он преподает, не станет смыслом дальнейшей жизни ребенка. Если учитель личность, ученик начнет прислушиваться к его мнению, стараться ему подражать.

Я, например, до сих пор помню нашего химика — Владимира Ильича. У него каким-то невероятным образом получилось с ходу влюбить в свой предмет весь класс. Строгим был, требовательным, но остроумным, и так интересно вел урок, что таблица Менделеева, казалось, оживала на стене, и обозначения химических элементов становились объемными и ощутимыми.

Общаясь с любимым учителем, мы, тогдашние школьники, твердо усвоили: даже человек с прекрасным чувством юмора обязан знать меру в шутках.

Уроки неравнодушия преподносила нам классный руководитель Евгения Семеновна. Вела она русский язык и литературу, руководила драмкружком и, как мы выяснили однажды, думала о своих учениках и в нерабочее время.

Хотя, замечу, такое обязательство руководство школы на нее не возлагало — не было тогда декрета № 18, и дополнительных нагрузок у педагогов, кроме собственно обучения детей, тоже не было.

Окончание 8 класс мы решили отметить двухдневным походом на речку. Классная нашу идею отвергла, так как через пару дней начинались экзамены, и прохлаждаться не полагалось. Но в 15 лет подростки уже ощущают себя вполне взрослыми, и мы, проигнорировав запрет учителя и придумав «существенную» отговорку для родителей, все-таки уехали за город. Почти всем классом. Установили палатки, разожгли костер… Однако релакс на природе продлился меньше двух часов: Евгения Семеновна каким-то образом узнала о нашем местонахождении и, организовав группу родителей, примчалась за нами. Целыми и невредимыми вернулись домой…

Учительница немецкого Людмила Николаевна, в свою очередь, научила нас золотому правилу: нести плохое настроение на работу, особенно если работаешь в школе, нельзя ни в коем случае. У нее, скажу я вам, это получалось превосходно! Никогда мы не видели Людмилу Николаевну злой, обиженной, недовольной. Всегда — с улыбкой на лице и блеском в глазах.

С огромной благодарностью вспоминаю и преподавателей, с которыми свела судьба во время учебы в университете.

Никогда не повышать голос при общении и создавать ситуацию успеха для тех, кого хочешь чему-то научить, — таких принципов придерживался наш преподаватель иностранного языка Иван Иванович. Благодаря ему мы говорили по-немецки, не боясь ошибиться в произношении, да и вовсе не боясь говорить.

А пары по зарубежной литературе были одновременно мини-экскурсами в психологию человека: Татьяна Дмитриевна так увлеченно рассказывала о жизни писателей, будто знала их лично. Лекцию могла закончить раньше положенного времени, произнеся: «На сегодня – все»… Книги, рекомендованные преподавателем, мы читали запоем…

Уверена, учителя, которые не поучают, а учат, были будут всегда. Важно услышать их и усвоить уроки.

Самое читаемое