Как банальный пенопласт превратить в яркую городскую скульптуру, знает минчанка Ольга Тафейко. Вместе с мужем они создают самые топовые фотозоны и арт-объекты, которые чаще всего мелькают в Instagram. Драконы и зайцы у ЦУМа, лего-человеки, щелкунчики — их рук дело. Как сделать хрупкий пенопласт антивандальным и почему главная характеристика для городской скульптуры — это «трогательность», узнала корреспондент агентства «Минск-Новости».
Диалог с городом
Ольга по образованию архитектор — оканчивала кафедру дизайна на профильном факультете БГУ. Так что профессиональный путь был в полном смысле предопределен.
— Сперва занимались декором праздничных фотозон — цветы, ткани и все вот такое «мелкодисперсное», но пришел Instagram и с ним точка невозврата, — с улыбкой вспоминает собеседница. — Все чаще попадались картинки с огромными объемными фигурами. И все больше задумывалась, а почему бы самим не делать такое?
Пробой пера стал пряничный человечек, высотой под два метра. Этот мотив, кстати, в топ-3 самых популярных предновогодних заказов. И сейчас его штампуют буквально не глядя.
— А тогда, лет 8 назад, собирали на домашней кухне, ломали голову, чем склеить два куска пенопласта, применили обычный ПВА и утром хватались за голову «что ж за ночь-то не сработало?», — рассказывает Ольга. — Самое смешное, что несмотря на все тернии, фигурка получилась звездной и прожила еще 6 лет, исправно сдавалась в аренду, пока не развалилась окончательно.
Сегодня на свои арт-объекты Ольга может дать пожизненную гарантию. Это все тот же пенопласт, но уже армированный стеклопластиком.
— Материал, который активно используют в промышленности, в том числе в космической, — поясняет дизайнер. — Он буквально вечный. Такая городская скульптура будет стоять под всеми дождями-ветрами-грозами, не поржавеет и не рассохнется. Для пущего антивандального эффекта можем утяжелять готовый объект. Это особенно актуально для тех, которые стоят на улицах: на них обязательно попытаются залезть и дети, и взрослые, даже вопреки здравому смыслу.
Поэтому самой важной характеристикой любого арт-объекта Ольга называет «трогательность». А точнее, устойчивость к тому, что дракона, медведя или длинношеего жирафа будут трогать миллионы рук.
Обманчивая легкость
Такие арт-объекты только кажутся «воздушными». Так-то кубический метр пенопласта может завесить и на 50 кило — в зависимости от насыпной плотности. Но не будем грузить техническими терминами. Приведем понятный пример: те самые драконы, что охраняли подступы к столичному ЦУМу в преддверии 2024-го, были больше 30 кило каждый. И это с учетом того, что там не чистый пенопласт, а со вставками эпоксидного пластилина, из которого трепетно вылепливались каждая чешуйка, зуб и коготь. Несмотря на внушительный — под два метра — рост эти арт-объекты не самые большие из того, что создавала Ольга и ее команда.
— Рекордсмен — домик в «деревне хоббитов» под Минском, высотой за 4 метра, — вспоминает собеседница. — И огромная розовая скамейка во внутреннем дворе ТРЦ по адресу: Победителей, 9, — одна из самых сложных по части сборки. В том числе за счет металлических кубов в основании. Для особо крупных и объемным заказов и металлические конструкции варим, и деревянные пилим.
А вот самой сложной в установке стала внушительная панда, которую вешали на фасад торгового центра в Бресте.
Зверопарк, герои популярных фильмов и мультфильмов, космонавты, собака из воздушного шарика — пенопласту можно придать любую форму. Хиты предновогодних заказов — пряничные человечки, леденцы-трости, щелкунчики, колокольчики. Все это глянцево блестит боками и манит сочными цветами. И кажется, что делается на раз-два.
— Леденцы и колокольчики наловчились «резать», действительно, очень быстро, — отвечает Ольга. — А вот процесс армирования — очень трудоемкий и долгий. Это не «смолой облить», как многие считают. Это ручками и кисточкой промазывать всю скульптуру, даже 4-метровую — восхитительно-отвратительно пахнущей смесью, потом еще одной, потом шпатлевать, потом грунтовать. И все для того, чтобы зебры-мишки-человечки так привлекательно блестели.
Но все вложения, нередко бессонные ночи — особенно в горячую новогоднюю пору — окупаются эмоциями заказчиков.
— Ты всегда видишь, во-первых, результат работы, во-вторых, какой ворох эмоций он вызывает, — делится собеседница. — Без скромности, детский восторг на лицах взрослых. Это дает силы даже тогда, когда хочется все бросить и улечься на диван, задрав ножки.
Финансовый момент
Настал черед меркантильных вопросов. Кормит такой бизнес?
— На старте речь о выходе в плюс не шла, — не скрывает собеседница. — Сейчас это основная работа, которая кормит и позволяет платить команде зарплату. Мы делаем арт-объекты не только городские, но интерьерные. И большая часть заказов сегодня — это «соберите нам вот такого крокодила». А не ситуация, когда ты сотворил прекрасного пса из воздушного шара и сидишь ждешь, а кто бы его купил. Средний чек за скульптуру высотой в 2 метра начинается от 3 тысяч рублей. Все заковыристые фрезеровки, дополнительные детальки из эпоксидного пластилина и другие украшательства, закономерно, повышают стоимость. Есть совсем малютки — до 15 см длиной. Такие могут стоить и до 100 рублей.
Многие арт-объекты несут не только эстетическую функцию, но вполне себе практическую. Например, кресла в виде чашек (привет мультику «Красавица и чудовище») или морских ракушек (а тут уже сказке про русалочку говорим здравствуй), занятные столики-космонавты.
— Из пенопласта, натурально, можно создать даже ракету, — говорит Ольга. — Армируем стеклопластиком и получаем непробиваемое покрытие. Почему именно этот материал? Он легкий, безотходный, легко режется и шлифуется. И самое главное, этот тот случай, когда не нужно выбирать между «быстро», «дешево», «качественно».
В этом декабре яркие фигуры украсят несколько торговых центров столицы: мишки, пряничные человечки, леденцы и прочая сказочная атрибутика. А вот символ года — змея высотой под 2,5 метра — уедет в город Быхов.
Фото из архива собеседницы