Доктор социологии о взаимосвязи характера и уровня жизни белорусов

Ученые не сомневаются: между характером народа и его уровнем жизни есть несомненная связь.

Отечественные социологи берутся изучить культурный (или цивилизационный) код Беларуси и на основании этих исследований предоставить рекомендации, как конвертировать наш социокультурный потенциал в экономические результаты.

На какие достоинства белорусов нужно делать ставку для преодоления кризисов, а какие мешают жить красиво, тормозят развитие? Какие качества необходимо воспитывать в себе, если мы действительно хотим стать процветающей европейской страной? Об этом беседуем с заведующим Центром социокультурного развития и сектором социокультурных инноваций НАН Беларуси доктором социологических наук Сергеем Шавелем.

— Стремятся ли белорусы повышать свой профессиональный уровень? Что для них служит главной мотивацией к этому?

— Да, стремятся, и очень энергично. Мотивирует к этому в первую очередь резко возросшая ценность рабочих мест. На втором месте — материальный стимул, побуждающий к повышению квалификации, компетентности. В то же время — и в этом особенность белорусского менталитета — внутри материального проклевывается социальное начало, связанное с чувством достоинства и самоуважения. Оно будет расти при условии повышения доходов, уровня жизни, благосостояния. Заметно усилился мотив ответственности человека за собственное и семейное благополучие. Есть другие мотивации, относящиеся к репутации, престижу, карьере, стремлению к консенсусу в личных и деловых отношениях.

— Высока ли готовность белорусов к освоению новых технологий, новых подходов к работе?

— В области инноваций и экономики у нас есть проблемы. Об этом можно судить по трудностям с импортозамещением. Мы ведь покупаем не только то, чего у нас нет или что не можем произвести (нефть, газ, компьютеры, планшеты, мобильники и прочее), но и большое количество ширпотреба и даже продовольствия. Что же нам мешает свести импорт к минимуму и стать более самодостаточными? Лень, инертность, неповоротливость, нежелание осваивать новое? Но ведь есть все-таки немногочисленные примеры того, как появляется достойная замена импорту, например белорусские кремы для бритья. У нас успешно работают Парк высоких технологий, многие вполне инновационные компании агропромышленного сектора. О готовности белорусов к нововведениям можно судить по данным статистики:

Untitled-1 copy

Эти цифры, на мой взгляд, достаточно оптимистичны. Как сказал один из разработчиков цивилизационной теории британский социолог Арнольд Тойнби, примеру творческого меньшинства всегда последуют другие.

— Некоторые отмечают, что белорусы умеют многое неплохо делать, но не обладают талантом рекламировать, продавать свой товар. Согласны ли вы с этим?

— Действительно, белорусам часто не хватает умения рекламировать свои достижения и успехи. Эта особенность объясняется прежде всего исторически: сто лет назад Беларусь была сельской страной, а сельский мир выше всего ценил скромность и не терпел похвальбы. К тому же любая реклама воспринимается как самореклама, как стремление повысить имидж, завоевать популярность. А это как будто бы и не нужно. Вот если похвалят со стороны, тогда приятно, ведь это объективная оценка. Развить способность к самопрезентации, самопродвижению можно, во-первых, поддержкой и выдвижением молодежи, которая, как правило, не страдает излишней скромностью и умеет пиарить себя; во-вторых, созданием в обществе атмосферы доверия и поддержки как индивидуальному, так и коллективному продвижению товаров, идей и прочего.

— В белорусском обществе сильны патерналистские настроения?

— Они во многом обусловлены исторически: на протяжении веков человек зависел от природы, старейшин, хозяев, позже — от колхоза, района, вышестоящих органов, государства. Социальная сфера в советское время строилась на принципах патернализма. Все блага — от жилья, путевок, льгот, пенсий до телефона или дачного участка — предоставлялись сверху. Конечно, это не могло не войти в привычку, в ментальность людей. Однако если в обществе будет торжествовать закон, «невзирая на лица», как говорил немецкий социолог Макс Вебер, то от патернализма ничего не останется.

— Есть ли исследования того, как меняется отношение к труду разных поколений? Какие требования к работе предъявляют сегодня люди старшего, среднего поколения и молодежь?

— Специальных сравнительных работ о межпоколенческой динамике отношения к труду мало. Но ясно, что старшее поколение больше всего ценило те изменения, которые нес научно-технический прогресс — электрификацию, механизацию, автоматизацию. Это и был главный критерий оценки рабочих мест и отношения к труду в целом. Материальный мотив, конечно, имел значение, но не ставился во главу угла, а поскольку средняя зарплата по стране была невысокой и примерно равной, то не возникало ни зависти, ни навязчивого желания получать больше других. Для современной молодежи финансовый мотив стал приоритетным. Сколько крепких ребят ушли в охранники олигархов, сколько ученых бросили науку и переметнулись в банковскую сферу, маркетинг, рекламу, торговлю. Содержательно их работа стала менее интересна, но они гордятся зарплатой.

— Насколько сильно в белорусах стремление разбогатеть? Многие ли главной целью считают рост материального благосостояния?

— Наши пословицы отрицают богатство как самоцель, как страсть или фетиш. Например, «Богат не тот, у кого много, а тот, кому хватает». Мечта простого белоруса не в том, чтобы, как в США, любым способом стать долларовым миллионером, а в том, чтобы иметь достаточно средств для нормальной жизни. Белорусы стараются повысить свое благосостояние разными путями. И все-таки для большинства основа основ — собственный труд в самых разных формах: от дачи, личного приусадебного хозяйства до совместительства и разных подработок.

— Можно ли сделать какой-то прогноз о будущем нашего общества, исходя из ментальности, особенностей национального характера белорусов?

— На мой взгляд, у нас есть основания смотреть в завтрашний день с оптимизмом. В нашем сознании есть ряд ценностей, которые в той или иной степени выделяют нас и дают определенное экзистенциальное преимущество. Пока это превосходство не бросается в глаза, но со временем, думаю, проявится ярче.

Качества, дающие белорусам конкурентное преимущество

Традиционная склонность к умеренному потреблению, в основе которой — канонический принцип достаточности без излишеств.

Отсутствие навязчивого стремления учить другие страны и народы тому, как жить. Белорусы никому не навязывают свою модель бытия, считая, что каждый должен жить своим умом.

Сугубо имманентный характер белорусского патриотизма, национальной гордости. Белорусы защищают свое, не стремятся захватить чужое, не проявляют агрессии по отношению к другим народам.

Терпение как готовность ждать результата, не суетиться ради ускорения, стойко переносить невзгоды.

Наличие в менталитете элементов метафизики (сверхрационального — веры, души, совести, интуиции и т. д.), невидимых, но имеющих наблюдаемые следствия. Когда Макс Вебер писал о том, что «рационализм есть судьба Запада», он не предполагал, что спустя более 100 лет перечисленные метафизические элементы сохранятся хотя бы в одной из стран Европы.

Высокий уровень доверия в деловой и других областях человеческих отношений.

Уровень доверия (по данным Европейского опроса ценностей):

В Беларуси — 41,9 %.

В Украине — 27,2 %.

В Литве — 24,9 %.

В России — 23,7 %.

В Польше — 18,9 %.

Плюсы и минусы в характере белорусов

Исследования под руководством доктора социологических наук, профессора Виктора Кириенко показали, какие качества белорусы считают доминирующими, средневыраженными и слабо проявленными, недостаток которых в сегодняшних сложных условиях негативно сказывается на экономической ситуации в стране.

Доминирующие (главные достоинства психологического кода нации, которые нужно сохранять и культивировать):

гостеприимство — 76,1 %;

трудолюбие — 74,6 %;

теплота человеческих отношений — 72,7 %;

толерантность — 67 %;

коллективизм — 57,6 %.

Средневыраженные:

медленные и постепенные изменения — 49,8 %;

патриотизм — 49 %;

уважение младшими старших и забота старших о младших — 43,8 %;

уважение традиций — 42,1 %;

чувство локтя, помощь своей нации — 40,8 %;

созерцательность, мечтательность — 35,8 %;

преобладание духовного над материальным — 35,0 %.

Слабо проявленные:

стремление к личной свободе — 29,8 %;

законопослушание — 22,9 %;

обязательность, верность долгу — 20,1 %;

стремление к быстрым переменам — 16,5 %;

точность, аккуратность — 14,5 %;

предприимчивость — 12,1 %;

конкуренция — 10,9 %;

индивидуализм — 10,2 %.

Самое читаемое