Екатерина Дулова: «У меня одна запись в трудовой книжке: Белорусская консерватория, Академия музыки»

Завершается Год культуры. Корреспондент агентства «Минск-Новости» побеседовала с ректором Белорусской государственной Академии музыки, доктором искусствоведения, профессором, членом Совета Республики Екатериной Дуловой.

 Эмоции как часть личности

— Довелось слышать и видеть одно из ваших выступлений в защиту культуры – как делегата пятого Всебелорусского собрания. От сердца, от души, моментами даже с болью… Вы всегда так эмоциональны, Екатерина Николаевна?

Оставаться равнодушным к делу, которым занимаешься, невозможно. Может, и пафосно говорить, что мы всё пропускаем через сердце, живем работой и так далее, но на самом деле в этом пафосе есть правдивая и абсолютно справедливая мысль: если не будешь этим болеть, ты абсолютно ничего не сможешь сделать в своей сфере. Поэтому, наверное, эмоции — это часть моей личности. О себе, конечно, сложно говорить, но я и лекции читаю с увлечением. Потому что моя задача — обратить внимание на то, о чем говорю, а не просто потратить и свое время, и, главное, время слушающих.

— Что удалось сделать за время вашей работы в должности ректора? Какими результатами вы довольны, какие новые цели перед собой и подчиненными ставите?

— Для меня было самым главным упорядочить эти направления и в первую очередь учебно-образовательный процесс. С одной стороны, привести все к логической обоснованности, полному соответствию с содержанием, потому что, не буду скрывать, многое утеряло первоначальное значение и смысл. С другой — аргументированно доказать всем вышестоящим структурам, обеспечивающим нашу деятельность, что Академия музыки — вуз уникальный. Нам есть что терять. И чтобы этого не происходило, я здесь и есть… Я всегда говорю о том, что в художественном образовании нашей страны есть такие заслуги, которые относятся уже к духовной ценности общества. Нельзя подгонять всех под единый формат.   

Недавно на переговорах в Королевской академии музыки Мадрида я наблюдала, как у ректора, дамы с многолетним стажем, менялось выражение лица, когда она начала понимать, какая организационная структура, какая образовательная система стоит за тем вузом, который я представляю. А я рассказывала о нашем мощном фундаменте — системе детских музыкальных школ, о школах для одаренных детей, о колледжах. Она руками изобразила пирамиду и спросила: «Я правильно вас поняла?» И добавила: «Мы ничего подобного, конечно, не имеем, увы…»

Второе направление нашей деятельности — творческое. Музыкант не может учиться только в аудитории, он должен быть на сцене, он должен быть в музыке. Певец и музыкант-исполнитель должны быть в театральной атмосфере, в атмосфере звучащего зала. Поэтому мне кажется очень важным эту линию выстроить с точки зрения пропаганды деятельности как солистов, так и крупных творческих коллективов, оркестров и концертного хора. Очень важно показать студентам, какова будет их деятельность впоследствии. Безусловно, многие студенты работают в оркестрах, поют в хоровых коллективах, играют в ансамблях, то есть еще во время учебы получают определенный практический опыт. Однако, когда коллектив консерватории куда-то выезжает, они представляют не только свой вуз, но и свою страну.

Вы наверняка сейчас говорите и о выступлении вашего хора на открытии посольства Беларуси в Испании

— Конечно! В торжественной обстановке, в присутствии многочисленных иностранных гостей наш студенческий хор исполнил гимн Беларуси, а затем и национальную хоровую классику, белорусские народные песни. После такой презентации нашей страны равнодушных просто не было! Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь во Франции, Испании и Португалии, по чьей инициативе именно в таком музыкальном формате и состоялось открытие, увидев вдохновенные лица участников хора, впоследствии мне сказал: «Я сам испытал невероятное высокое чувство от того, что происходит». И ребята затем подходили ко мне и говорили спасибо за доверие…

К слову о международном сотрудничестве. Когда я начинала работать как проректор по научной работе Академии музыки, у нас было, кажется, 8 договоров. Сегодня — более 50 договоров о международном сотрудничестве с вузами, учреждениями, с научными и культурными центрами во всем мире. Несмотря на то что многое в европейской образовательной системе у меня вызывает внутренний протест, я считаю принципиальным знать ее, быть в ней, а главное — доказывать, что есть и другая система координат.

Среди забот ректора много других, не менее важных. К примеру, закупка музыкальных инструментов и необходимого оборудования для образовательной и творческой деятельности, что, безусловно, усиливает конкурентоспособность вуза и привлекает абитуриентов. Делать ремонт тоже очень важно. Я занимаюсь им по одной простой причине: человек творческий не должен пребывать и воспитываться в недостойной его таланта обстановке.

Счастье семьи музыкантов

— Екатерина Николаевна, ваши студенты окружены заботой и вниманием. А что дальше? Всегда ли во взрослой жизни они встречают ту любовь, в которой растут в академии? Вас лично волнует судьба выпускников?

Волнует, хотя иногда говорю себе: остановись, твои полномочия закончились, твоя задача — обучить… Но когда заходит речь о том, что у наших выпускников нет должного, предположим, разворота в их концертной деятельности, должного использования их творческих возможностей,  конечно, очень переживаю за них. Переживаю, когда они уезжают. Внутренне понимаю, что часто они ищут отнюдь не лучшей жизни в смысле финансовой обеспеченности, они ищут реализации своего творческого потенциала. В ряде случаев наши выпускники за границей — предмет гордости, они достигают успеха во многом благодаря тому, что получили в Академии музыки…

— Какую из жизненных ступенек вы, Екатерина Николаевна, назовете особенно значимой? Знаю, что вам посчастливилось родиться в музыкальной семье…

Да, это счастье — родиться в такой семье, причем с традициями общения с великими музыкантами и учеными. Мои папа и мама, сформировавшиеся как специалисты в Нижегородской консерватории, привнесли с собой в минский вуз не только особую культуру, эстетику, отношение к жизни, но и самое важное: почитание учителей. Я родилась уже в Минске, помню, что папа с мамой с удовольствием наблюдали, как я изучала белорусский язык, и маме очень нравился Максим Богданович… Папа, когда основал струнный квартет Союза композиторов Беларуси, погрузился в белорусскую музыкальную культуру. Струнный квартет за 25 лет существования исполнил практически всю музыку белорусских композиторов, написанную для этого состава. А мне, тогда еще совсем маленькой, довелось увидеть многих белорусских композиторов, ныне классиков — А. Богатырева, Н. Аладова, П. Подковырова и многих других — как в общении с музыкантами, так и в творчестве, когда папа обсуждал с ними новые сочинения или велась работа по подготовке исполнения. Если мама шла на телевидение, где в свое время вела программу «Вечера камерной музыки», значит, я шла вместе с ней. Мама вела концерты в филармонии, значит, я за кулисами ждала ее и видела, как она работает. Папа шел на концерт, репетировал – я тоже была рядом. Мама была членом художественного совета Большого театра оперы и балета, и я знала весь репертуар. Вот эта творческая среда и ее благотворное воздействие, наверное, моя главная жизненная ступенька… Конечно, мне было доступно многое для постижения профессии, в любой момент мама приносила любые ноты, книги, пластинки — образование шло непрерывно.

— То есть иного жизненного пути, не связанного с музыкой, у вас просто не могло быть. Так?

— Нет, не могло. Не могу не вспомнить великолепную школу при консерватории, которую окончили я и мой супруг, и оба моих сына, и моя старшая сестра, и… Ленинградская консерватория — это следующая ступенька. Когда читаю лекции или выступаю на конференциях, участвую в каких-то научных диспутах, понимаю, что у меня есть очень мощная защита — фундаментальное классическое образование.

Как не сказать о дочке выдающегося русского актера Михаила Царева, Екатерине Михайловне Царевой, авторе первой монографии на русском языке об Иоганнесе Брамсе? Профессор Московской консерватории, она выступила рецензентом моей кандидатской диссертации. Это человек из академической среды высоких профессионалов, которые всегда были очень простыми в общении, тонкими, добрыми. Не могу сказать легкими, но глубокими… Мой научный руководитель, доктор искусствоведения профессор Екатерина Александровна Ручьевская приобщила меня к Чайковскому и балетному жанру, я стала заниматься рукописями. Так попала в нотную библиотеку Мариинского театра и получила доступ к ее потрясающим фондам! И кандидатскую, а затем докторскую диссертации делала в том числе и на этих уникальных материалах. Конечно же, очень много общалась с дирижерами, балетмейстерами, хореографами, видела массу постановок… Затем была Московская консерватория — это докторантура и общение с еще одним выдающимся ученым — Валентиной Николаевной Холоповой. Два самых лучших академических вуза по нашей специальности прошли через мою жизнь. Папа и мама преподавали в Белорусской государственной консерватории. То есть, если хотите, этот удивительный треугольник в моей жизни сегодня и замкнулся.

У меня одна запись в трудовой книжке: Белорусская консерватория, Академия музыки с 1989 года. От преподавателя я прошла путь до ректора.

Забыла сказать еще о «маленьком» нюансе своей биографии: параллельно написанию диссертаций, научной деятельности я вышла замуж, у меня родились двое сыновей.

Совет Республики как момент влияния

— Вы скромно умолчали о том, что ко всем вашим должностям и обязанностям недавно добавилась еще одна, не менее ответственная, — член Совета Республики…

— Совет Республики — это достаточно неожиданный шаг в моей жизни, потому как я никогда ранее не занималась политической деятельностью.

Сегодня уже начинаю понимать, что такое законотворческая деятельность, сколь важно здесь быть ответственным и опять-таки неравнодушным человеком. Появилась возможность обратить внимание коллег на принципиальные для нашей профессиональной сферы процессы. Уже довелось провести экспертизу некоторых документов, где-то выступить и, безусловно, присутствовать на заседаниях. При этом замечу, что я не освобожденный член Совета Республики, и профессиональная деятельность по-прежнему остается для меня основополагающей.

— Екатерина Николаевна, если не секрет, вы вообще дома бываете?

— Это вопрос непростой. Мало. И у меня, к сожалению, есть проблемы с отдыхом: я совершенно не умею отдыхать. Если бы кто-то меня научил, как это делать…

— То есть представить Дулову на двухнедельном пляжном отдыхе…

Очень сложно. То есть я как бы стремлюсь, но все время что-то мешает. Хотя, казалось бы, поставь точку, закрой дверь и уезжай. Ничего не получается. Не получается отключить телефон: не могу забыть о людях, проблемах, заботах, бросить дела. Наверное, в этом смысле я руководитель плохой. Потому что нужно так воспитать команду, чтобы она умела всё делать без тебя. И, сегодня я уже это знаю, моя команда именно такая: всё умеет. Просто я не изменилась.  

— И все-таки: ваш отпуск — какой он обычно?

— Я очень люблю горы, очень люблю море. Почему? Мне нравится смотреть вдаль и видеть большое пространство перед собой, чтобы отдыхал взор, отдыхал мозг. И этот горно-морской воздух, непривычный, мне тоже очень нравится. При этом никогда не сижу на месте, обязательно путешествую. Знаете, если бы была финансовая возможность, я бы потратила определенную часть на то, чтобы посмотреть мир. А какую-то вторую часть — на что-то созидательное. Построить храм мне вряд ли удастся, как моей коллеге из Казахстана, ректору Национального университета искусств, народной артистке Казахстана Айман Мусаходжаевой, которая построила в память о своем отце мечеть в его ауле. Но мне хотелось бы что-то сделать в таком направлении.

Вы наверняка много общаетесь с талантливыми детьми, поскольку возглавляете специальный фонд Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. Причем сегодня фонд не только поощряет молодых, но и активно пропагандирует их деятельность. Ваша заслуга, Екатерина Николаевна?

Поработав некоторое время в фонде, я вдруг поняла, что одной функции денежного поощрения действительно мало. Почему бы не ввести в практику так называемые гранты на осуществление творческих проектов? Для организации выставки, концерта, для реализации иных творческих идей? Стала предлагать эти формы и своим коллегам, и средним учебным заведениям, и творческим коллективам. В прошлом году один из проектов, например, Академии музыки, поддержанный фондом, назывался «Студэнты акадэмii — моладзi Беларусi». Только представьте: самый крупный наш коллектив, 100 человек, симфонический оркестр, садится в автобусы и с великолепной программой — от классической (Рихарда Вагнера, Чайковского) до «Песняров» — едет по всем университетским центрам Беларуси. На сцене студенты играют для сверстников.

Или иной сюжет. Бывая в Свято-Елисаветинском монастыре Минска, нередко вижу там довольно сложный контингент людей. В том числе и тяжелобольных детей… Так захотелось привнести и в их жизнь радость и красоту! Собрала своих коллег: что бы мы могли придумать для таких ребятишек, а также для детей-сирот, для детей из неблагополучных семей? Так родился проект, который получил очень красивое название «Дакрананне» — «Прикосновение». Он уже осуществлен силами студентов академии и учащихся нашей гимназии-колледжа. То есть мы опять-таки показали сверстникам — сверстников. Прикосновение к музыке – это прикосновение к душе человека, и если оно случится даже раз — для души это много… Мы придумали серию из 6 концертов. Управления культуры и образования Мингорисполкома и Миноблисполкома помогли нам собрать этих разных детей в культурные центры, куда мы могли бы приехать и преподнести ребятам своей подарок. Мы сделали роскошный видеоряд к концерту. Привлекли режиссера. Выбрали очень хороших ведущих — Георгия Колдуна и ученицу гимназии-колледжа Аглаю Абанину. Придумали хорошие тексты. И вот, представьте, на сцене — наш симфонический оркестр и ансамбль солистов гимназии-колледжа при Академии музыки. И они, чередуясь, играют самую разнообразную музыку, которая, безусловно, знакома детям. Из тех же блокбастеров — «Звездных войн», «Пиратов Карибского моря». И рядом — «Лебединое озеро», «Кармен», «Бременские музыканты», «Розовая пантера». Проект прошел в учреждениях культуры Молодечно, Солигорска и Борисова, в ТЮЗе и в «Чижовка-Арене» в Минске. Убеждена: наши юные зрители пережили моменты счастья, как и наши студенты…

И еще один проект, осуществленный с привлечением средств специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи, о котором мне хотелось бы сказать. Речь о совместном проекте телеканала ОНТ и Белорусской государственной академии музыки «Талент краiны». Члены спецфонда Президента участвовали в отборах, были в жюри. Еще в августе мы получили свыше 2 000 заявок. Остались 48 ребят, и уже далее велись съемки. Не буду скрывать, я получала огромное удовольствие от того, что происходило. От того, что наши дети такие талантливые!

 

 

Самое читаемое