Фильм «Отпуск в сентябре». Почему исполнитель главной роли Олег Даль так и не дождался премьеры
Фильм «Отпуск в сентябре» на 8 лет положили на полку, а исполнитель главной роли Олег Даль так и не дождался премьеры. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Инженер Виктор Зилов испытывает одиночество. Чувствует внутренний надлом, потерю себя. Нервозно балагурит, хамит с напускным цинизмом, врет приятелям, обижает супругу, словно желая утянуть ее за собой в омут депрессии. Прошлого не вернуть, настоящее муторно, будущее туманно. Он верит, что от суицидальных настроений его может спасти только сентябрьская утиная охота.
Тайно, инкогнито
Конечно, герой пьесы Александра Вампилова «Утиная охота» Виктор Зилов далек от образцового гражданина советской страны. Но крамольное произведение было опубликовано в 1975 году в издательстве «Искусство». С 1979-го спектакль шел во МХАТе и Московском драматическом театре имени М. Н. Ермоловой. Правда, литература и театр не такие массовые виды искусства, как кино. В нем всегда существовала более бдительная цензура.
Еще в 1975 году режиссер Виталий Мельников поставил картину «Старший сын» по пьесе погибшего несколькими годами ранее Вампилова. Но не надеялся, что ему разрешат экранизацию «Утиной охоты». Хотя сделал режиссерский сценарий, спрессовал и без того плотный текст автора, добавил динамики действий, удалил длинные пояснительные диалоги, попытавшись всё объяснить поступками персонажей. Подал заявку на съемки двухсерийного фильма в Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию. Ее положили в стол и несколько лет не давали ответа.
В 1978-м Мельников отправился на пражский кинофестиваль, где, скучая на одном из банкетов за бокалом шампанского, познакомился с высокопоставленным чиновником Гостелерадио. Время на вечеринке нужно было как-то коротать. Режиссер обладал талантом рассказчика и московскому теленачальнику изложил в красках всё произведение. Пожаловался, что редакторский отдел давно держит его заявку на съемки под сукном. Вернувшись в Ленинград, Мельников занялся своими делами. Но спустя 2 недели неожиданно для себя получил вызов в Москву. Его приглашали в Останкино!
Главный редактор, очевидно, получивший вводные от пражского собеседника режиссера, встретил его радушно. Заявил, что не против постановки. А потом, прогуливаясь по кабинету, огляделся и шепнул Виталию Вячеславовичу: «Я согласен. Но только если вы меня обманете». Постановщик был удивлен такому повороту событий. Через минуту всё прояснилось. В стране шла очередная антиалкогольная кампания. И Центральное телевидение поставило в годовой план съемки картины, обличающей алкоголизм. Даже рабочее название существовало: «Пока не поздно!». Редактор предложил снять «Утиную охоту» под видом этой запланированной ленты. Тем более Зилов действительно злоупотребляет алкоголем, всё укладывалось в концепцию!
Режиссера попросили избегать распространения слухов о съемках. Если, работая над «Старшим сыном», он просто уехал с группой в пригород Ленинграда, то тут решил спрятаться понадежнее — вывезти всю команду в Петрозаводск!
Телевидение не снимало фильмы и сериалы своими силами, заказывало советским киностудиям. Заказ и бюджет на съемки «Ленфильм» получил от Гостелерадио в срок!
Операция «Даль»
Во избежание шума кинопроб актеров не проводили. Роль Вадима Кушака, начальника Зилова, режиссер сразу отдал Евгению Леонову, которого хорошо знал по прежним работам. Николая Бурляева он снимал ранее в фильме «Мама вышла замуж», был знаком с его талантами и предложил сыграть Кузакова, приятеля главного героя.
Юрий Богатырев мечтал о роли Зилова. И даже хотел хлопнуть дверью, когда узнал, что она предназначена другому. Тогда Виталий Вячеславович решил провести кинопробы лично с актером. Тот убедился: желчный и по-своему сильный Зилов — не его типаж. Сразу согласился на образ Саяпина, коллеги. Его супругой на экране стала Наталья Гундарева. Женой Зилова — Ирина Купченко.
Когда группа явилась на Гостелерадио для знакомства, исполнителя главной роли с ними не было. Беспрецедентный случай. Мельников что-то соврал про затянувшиеся кинопробы. Дело в том, что в 1978 году Олег Даль, которого режиссер видел в этом образе, был занесен в список нежелательных для показа по ТВ актеров. Репутация у него была скандальная. Из-за него вовсе могли закрыть производство. Поэтому режиссер пошел на рискованный шаг. Никому не объявлял об окончательном решении и без всяких документальных подтверждений в последний вечер перед отъездом на съемки велел актеру собрать чемодан и, срочно взяв такси, прибыть на вокзал к поезду.
Пришлось повременить
Когда работа в Петрозаводске началась, в Москве и Ленинграде узнали, кто снимается в роли Зилова. Но Мельников всё обставил так, что на «Ленфильме» считали, будто Даля утвердили на Гостелерадио. А в Москве думали, что ленинградская студия дала согласие снимать дебошира, взяв все риски на себя!
Съемочный период проходил благостно. Леонов на площадке стал отцом и советчиком для всех актеров. Ведь они действительно ему в дети годились. Импровизировал, фонтанировал, придумывал реплики на ходу. Режиссер не препятствовал.
Олег Даль в процессе работы с головой ушел в роль человека, которому от всего тошно. Будто упивался процессом саморазрушения героя, так как это была своего рода исповедь актера. Фактически он играл самого себя — лишнего человека, взращенного русской литературой еще до Вампилова.
Чиновники прекрасно знали, что Зилов — типичный русский человек, поэтому с опаской относились к произведению, считая: зрители не должны видеть свои изъяны в кино, как в зеркале. Кинематограф обязан обольщать, давать надежду, а не обнажать личные недостатки советских граждан.
По окончании съемок в Останкино ленту принимали в позитивном настроении. Хвалили. Устно отметили актерские работы. С виду телевизионное начальство было довольно. В финале встречи создатели услышали, что в связи со сложившимся международным положением, вводом войск в Афганистан и прочими обстоятельствами с премьерой придется повременить. Даль, Мельников и вся команда созванивалась друг с другом с одним вопросом: «Когда?» Но фильм всё не заявляли в программе телевидения.
В середине февраля 1981 года от Даля пришло письмо режиссеру. В конверте был рисунок: Зилов, оставляя следы на снегу, идет по полям к своей могилке. 3 марта 39-летнего актера не стало. Премьеры он не дождался.
Картину впервые показали только в 1987-м, спустя 8 лет после окончания работы над ней. На Всесоюзном фестивале телевизионных фильмов в том же году актера посмертно премировали — дали приз за лучшую мужскую роль. В который раз есть повод убедиться в точности слов песни группы «Чайф»: «Поплачь о нем, пока он живой, люби его таким, какой он есть».
Еще материалы рубрики:
Настоящая погоня на автомобилях в центре Москвы. Как снимали легендарный фильм «Петровка, 38»
Почему фильм «Зимняя вишня» стал пророческим для исполнительницы главной роли Елены Сафоновой
Инфаркт помог. Как у Эльдара Рязанова родилась идея фильма «Старики-разбойники»
Номинирован на «Оскар», но статуэтку так и не получил. Как снимали фильм «Военно-полевой роман»
Почему персонаж Ролана Быкова в фильме «По семейным обстоятельствам» сочли пародией на Брежнева
Смотрите также: