Художник Елена Атрашкевич-Златкович: «Мои педагоги говорили: хочешь работать со стеклом — стань им»

Выставку художественного стекла можно посмотреть в Национальном центре современных искусств до 20 июня, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

О красоте прозрачности, моде на ностальгию, а также о том, почему эстетским арт-объектам приходится соперничать со стекловатой, мы поговорили с Павлом Войницким и Еленой Атрашкевич-Златкович — кураторами выставки «Стекловата».

— Когда видишь в экспозиционной витрине рулон стекловаты, как-то тревожно: неужели вот он — главный экспонат?

Павел Войницкий: Провокация — часть выставочного процесса. Экспозиция тоже в определенном смысле произведение. И гораздо интереснее, если есть надлом, надрыв, какая-то проблема, скрытая за «прекрасностью». Множественность послания — важная часть хорошей выставки. Когда явление показано с разных сторон, когда открываются подтексты. Стекловата, вата, ватность — игра смыслов.

— Но кроме метафорических значений есть и вполне конкретные, из жизни. Легендарный стеклозавод «Неман» частично переключился на выпуск утеплителя. Как это повлияет на стекло как искусство?

Елена Атрашкевич-Златкович: Определяющее все-таки не завод, а есть ли у художника интерес «читать» материал. Делать что-то помимо рутинной работы ради заработка. «Неман» выпускает изделия из стекла с 1883 года, в советское время это был центр стеклоделия, завод звучал, его знали в Союзе. Сегодня настали сложные времена для стекольной промышленности. Закрылись заводы в России, Украине, Прибалтике, американский Spectrum недавно объявил о том же. В такой ситуации для художников самый простой путь — переключиться на совершенно иную сферу деятельности: дизайн, рекламу… Приспособиться и делать то, за что платят. Но посмотрите, сколько инициатив, когда молодые люди строят печи буквально в чистом поле, чтобы работать со стеклом. В Латвии, Литве, Эстонии, Люксембурге, Польше, России, Украине симпозиумы проходят как раз в таком формате. Возникают новые и реанимируются старые гуты (помещение со стеклоплавильной печью. — Прим. авт.). Вокруг личностей многое рождается, если не всё. Первично все-таки желание созидать.

павел войницкий и елена атрашкевич

Павел Войницкий и Елена Атрашкевич-Златкович — участники Международного стекольного симпозиума Glass Jazz в Паневежисе (Литва). 2014 год

— Но, скажем, в отличие от живописца художник по стеклу зависим от возможностей производства.

Павел Войницкий: Художник по стеклу находится на внешней орбите сложного механизма. Условно он — голова, а руки, ноги — рабочие стеклозавода. Они знают технологию производства, поколениями оттачивают эти навыки. Обучить стеклодувов невероятно трудно. Сегодня они уходят из профессии, потому что сокращаются объемы производства, потому что это очень трудная работа — весь день у печи, адски жарко.

IMG_4792 copy

Стеклоплавильная печь

— Когда говорят про убыточность стеклозаводов, удивляет, как это возможно: посуда бьется каждый день, открываются кафе, рестораны — значит, и спрос должен быть.

Елена Атрашкевич-Златкович: Сегодня несложно купить посуду очень высокого качества по умеренной цене. Чтобы выдержать конкуренцию, надо делать лучше. На наших заводах работают перфектные художники. Почему этой силой не пользуются? Да, Азербайджан хорошо покупает рюмки, дизайн которых еще в 1960-е был придуман. Стиль ретро в моде. Но должно же быть что-то кроме ностальгии.

— Стекло — капризный, непредсказуемый материал. И все-таки его можно подчинить своей воле? Или здесь какие-то другие отношения?

Павел Войницкий: Не считаю себя знатоком стекла, конечно. В студенчестве съездил на «Неман». И мне понравилось работать со стеклом. Оно одновременно предметно и эфемерно. Само знает, какую форму принять. И в этом смысле сам материал становится соавтором произведения. Меня радует, что стекло рождается мгновенно. В отличие от скульптуры, которой я занимаюсь.

Елена Атрашкевич-Златкович: Мгновенно, если работать в гутной технике (придание необходимой формы изделию вручную, с использованием стеклодувной трубки или другого инструмента. — Прим. авт.) Но есть и другие, более сложные.

Павел Войницкий: Другие мне не так интересны. Привлекает свобода стекла.

лена атрашкевич copy

Во время Международного симпозиума художественного стекла в городе Гусь-Хрустальный. 2006 год

Елена Атрашкевич-Златкович: Оно завораживает, правда? Всегда непредсказуемо. Не устаешь смотреть, как оно плавится, течет. От него такая энергия! Можешь долго добиваться, чтобы получилось так, как задумано. И разочароваться в итоге. Думаешь, а ведь не было смысла так твердолобо упираться. Но в любом случае стекло помогает держать в тонусе ощущения. Оно учит мягкости. Если стекло не слушается художника, говорят: «Слишком жестко требуешь». Оно тренирует реакцию: есть всего несколько мгновений, чтобы успеть превратить его в нечто, отвечающее твоей концепции. Надо уметь прислушаться к нему. Иногда уговариваешь: «Пожалуйста, повернись ко мне». Но оно не хочет. И хоть ты тресни! Мои педагоги так учили: «Стань этим стеклом. Представь, что оно продолжение тебя — твоей руки, твоей души».

ТИШИНА - стекло, металл, гута, 2010

«Тишина», 2010 год. Елена Атрашкевич-Златкович

Выставку «Стекловата» можно посмотреть в Национальном центре современных искусств, который находится по адресу: пр. Независимости, 47.

IMG_2880_1 copy

«Камни» Анны Алексейчик

IMG_2784_1

«Туча», Дарья Тихая

IMG_2799_1 copy

«Сны Стефана», Павел Войницкий

IMG_2769_1 IMG_2772_1

Работы Анны Зарубиной

IMG_2824_1 copy

Справочно

Елена Атрашкевич-Златкович — художник по стеклу. Окончила Белорусскую государственную академию искусств, кафедра декоративно-прикладного искусства, специализация «стекло». Работала художником Борисовского хрустального завода, дизайнером унитарного предприятия «Енисей», преподавала в БГАИ. Участник республиканских и международных выставок, симпозиумов, фестивалей. Инициатор и куратор (совместно с П. Войницким) стекольных проектов в Беларуси.

Павел Войницкий — скульптор, куратор выставочных проектов. Кандидат искусствоведения. Окончил Белорусскую государственную академию искусств, стажировался в университетах Монреаля и Торонто. Доцент кафедры «Дизайн архитектурной среды» архитектурного факультета Белорусского национального технического университета. Участник республиканских и международных выставок, симпозиумов. Автор скульптур, установленных в Минске, Полоцке и других городах.

Фото Сергея Пожоги и из личных архивов собеседников

Самое читаемое

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Спасибо вам за публикацию! С Еленой познакомилась на стекольном симпозиуме , который проходил в прошлом году на хуторе Утешение в Псковской области. Удивило её умение обращаться со стеклом и многообразия приёмов обработки.. Очень рада буду видеть её новые творения!

    • Дорогая Марина ! Спасибо ! ! ! На самом деле — ты и сама знаешь — стекольщики ещё те типы )) материал особенный )) и все мы очень по-своему работаем со стеклом )) оно удивительно ! рада-рада буду увидеться ! творческих радостей всем нам !

Comments are closed.