КАРТИНЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. «Дело для настоящих мужчин»
О том, как создавался фильм «Дело для настоящих мужчин», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Авторы этой ленты 1984 года сняли вымышленную картину масштабной эвакуации большого города. Всего через два года точь-в-точь такие же сцены стали реальностью.
О чем фильм
Начало 1980-х. На территории речного грузового порта в черте города мальчишки случайно находят подземный склад с фугасными снарядами, оставленными фашистами 40 лет назад. Один из ребят попадает в больницу с симптомами отравления.
В этот день у воинов-саперов много личных забот. Дочь командира майора Карпова вот-вот должна родить ему внука. Утро он проводит с ней в приемном покое роддома. У старшего лейтенанта Антона Фролова назначена свадьба. Невеста ждет его в загсе, а во дворе частного дома близкие накрывают столы. Офицеров вызывают в часть по тревоге.
Прибыв в порт и оцепив территорию, саперы проникают в подземелье. Объем и состояние немецких снарядов вынуждают их объявить эвакуацию людей не только из порта, но и из домов, предприятий, больниц. Руководство долго принимает решение, но в результате десятки пожарных и военных машин едут в район порта, а вереницы автобусов с жителями удаляются из города. Пустеют дворы, заводские цеха, проспекты.
Фролов обнаруживает, что из снарядов вытекает серая жидкость. А Карпову, находящемуся на поверхности, сообщают по рации, что у госпитализированного мальчишки, нашедшего склад, все признаки химического отравления. Выясняется: снаряды начинены веществом нервно-паралитического действия.
Антон Фролов предотвращает взрыв, спасает город, но гибнет от смертельной дозы химического вещества. Так спустя 40 лет после Победы война продолжает забирать жизни.
Сомнения режиссера
Сценарист ленты — корреспондент газеты «Красная звезда» по Прикарпатскому, а затем по Ленинградскому военному округу Аркадий Пинчук.
Режиссер Валерий Пономарев. Его картины действительно запоминались. Короткометражка «Дебют» (1978) и сейчас часто бывает в телеэфире. Известна и комедия «Троянский конь» (1980) с Георгием Бурковым в главной роли.
— Буду откровенным, сценарий «Дела для настоящих мужчин» был очень слабым и устаревшим, — рассказывал режиссер. — Всё строилось на том, что мины под землей тикают. Никакой часовой механизм не может тикать под землей 40 лет. А потом нашел в газетных подшивках историю: под Барановичами когда-то обнаружили склад с немецкими фугасами, начиненными отравляющим веществом. Мы отыскали саперов, работавших с теми снарядами, и они историю дополнили.
С особой точностью
Часть ленты состоит из сцен в городе, и это стало мукой для исполнителя роли майора Карпова Борислава Брондукова. К 1983-му он уже сыграл Федула в «Афоне», инспектора Лестрейда в «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона» и снискал всенародную любовь. Многие жители города Чернигова, где снимали фильм, узнав его, пытались завязать знакомство, приглашали выпить. Но веселый и комичный на экране, в жизни Брондуков был замкнутым, даже застенчивым, непьющим. Отрабатывал сцены в кадре и уходил в служебный автобус, почти ни с кем не общался.
Роль героя, спасшего город, Фролова сыграл 27-летний актер купаловского театра Геннадий Давыдько, ныне депутат белорусского парламента. Можно оценить, как точно он воспроизвел подчеркнутую сдержанность сапера, знающего, что уже отравлен, вот-вот погибнет, но отвечающего на глупые вопросы по рации ровно, спокойно, будто ничего не случилось.
В картине много отличных актеров, исполнивших роли второго плана. Например, Владимир Носик, сыгравший сапера-химика.
Крышу сорвало
Декорации склада со снарядами выстроили в съемочном павильоне «Беларусьфильма». Остальные сцены снимали в Чернигове: крупный речной порт на реке Десне, мощный архитектурный ансамбль — соборы и монастыри времен Киевской Руси. Демонстрируя их, режиссер усилил тему возможных потерь от взрыва: саперы спасают не только жителей, их дома и предприятия, но и культурно-историческое наследие.
— По нашей просьбе милиция Чернигова и области была мобилизована для помощи в съемках, — вспоминал В. Пономарев. — Армия предоставила военную технику, грузовики, автобусы, вертолеты. Когда каждое раннее летнее утро в 5 часов с вертолетов снимали опустевший город, возле подъездов всех домов, проходных и на улочках дежурили милиционеры и солдаты: ни один пешеход не должен был попасть в кадр, ведь по сюжету жители покинули город. С вертолетов снимали кавалькаду автобусов с эвакуированными, вереницы пожарных машин, грузовики с непокрытыми кузовами, в которых на песке лежали обезвреженные снаряды. В городе была легкая паника, ведь не все знали о съемках. По их окончании на киностудию пришла материальная претензия: летающие очень низко над крышами вертолеты сорвали воздушным потоком шифер с некоторых домов.
В этот период умер 45-летний оператор Виталий Николаев, который снимал сцены с вертолета, будучи подвешенным с камерой под брюхом вертушки. Его коллега Дмитрий Зайцев отложил работу над другим фильмом и доснял ленту.
Сцены эвакуации города и кадры опустевших детских площадок, домов, улиц сегодня вызывают прямые аллюзии с кинохроникой, снятой через два года в городе Припяти после аварии на ЧАЭС. Сходство кадров художественного фильма 1984-го и кинохроники 1986-го усиливается тем, что это одна эпоха, а в ней одинаковые детали до мелочей: одежда на людях, машины, вывески магазинов, всё, вплоть до детских игрушек. Различие одно: в кино капитан Фролов смог предотвратить катастрофу.