КАРТИНЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. «Днепровский рубеж»
О том, как создавался фильм «Днепровский рубеж», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Эта лента 2009 года, снятая за бюджетные средства, и сегодня остается самой дорогостоящей в истории постсоветской Беларуси.
О чем фильм
Июнь 1941 года. Комдив Алексей Зубов находится в застенках НКВД по ложному доносу. По распоряжению руководства следователь вынужден снять обвинения. 1 июля Зубов уже под Могилевом в районе деревни Буйничи, где проходит передний край советской обороны. 172-я стрелковая дивизия под его командованием ведет ожесточенные бои.
Комдив дает второй шанс проявить себя бойцам, бежавшим с поля боя. Каждый человек на счету. С лояльностью Зубова не согласен комиссар дивизии Жигунов.
В госпитале дивизии, расположенном в Могилеве, комдив встречает медсестру Зою Синцову, влюбленную в него с довоенных времен. Понимая опасность ситуации, Зубов намерен с оказией отправить ее вглубь страны самолетом. Зоя отказывается лететь, остается в медбригаде доктора Паршина.
Вражеское наступление остановлено на 23 дня, но дивизия оказывается в плотном кольце. Из Москвы приходит приказ: к 27 июля оставить Могилев. Лично за Зубовым прислан самолет У-2 с одним пассажирским местом. Пришла весть и о его повышении в должности и звании. Но Зубов вместо себя отправляет в столицу СССР раненого комиссара Жигунова, решив стоять до конца под Буйничами с выжившими бойцами. Синцова — рядом с комдивом.
В Москве Жигунов кладет на стол начальству наградные списки участников обороны Могилева. Большинство в списках — представленные к наградам посмертно. Но высокий чин отвечает: окруженцев не награждаем.
Не про любовь
Сценарий «Днепровский рубеж» — это адаптация пьесы драматурга Алексея Дударева «Ты помнишь, Алеша». По ее сюжету герой-комдив встречал свою последнюю любовь в осажденном Могилеве.
Режиссер Денис Скворцов в 1999 году окончил Венский университет искусств по специальности «Живопись, графика, анимационное кино», а после — Белорусскую государственную академию искусств по специальности «Режиссура кино». Он решил снять картину о реальных исторических событиях, боях и подвиге солдат возле деревни Буйничи, а центральную историю сценария Дударева о любви комдива Зубова к Зое Синцовой сделать второстепенной.
— Это два разных жанра, — рассказывал режиссер. — Или ты снимаешь фильм о героях и боях, или исследуешь взаимоотношения мужчины и женщины на войне, в глубину, длительность и многословие которых я не очень верю в условиях ужасов июля 1941-го.
Дениса Скворцова вдохновляли роман Константина Симонова «Живые и мертвые» и его дневник «Разные дни войны». Писатель в качестве корреспондента «Красной звезды» побывал в 1941-м в гуще событий под Могилевом и позднее отразил увиденное в своих произведениях. В фильме есть эпизодический персонаж — молодой корреспондент с курительной трубкой. Ясно, что Симонов является его прототипом, но фамилия автора в ленте не упоминается, чтобы не смещался акцент с главных героев на имя классика. Ведь картина не о нем.
Вспомнить всех
На момент съемок в 2008-м актер Республиканского театра белорусской драматургии Игорь Сигов сыграл в сериалах более 30 ролей второго плана. Роль Зубова для него стала первой главной в кино. Желание напомнить зрителям о забытых героях передалось от режиссера актерам.
— Я был в дороге, мне позвонили, — вспоминал Игорь Сигов. — Узнав, что я за рулем, попросили остановиться. Сообщили, что утвердили на роль комдива. Зубов — собирательный образ. Но известно: 172-й стрелковой дивизией командовал Михаил Романов. Он вышел из первого окружения, но уже в сентябре 1941-го был тяжело ранен, попал в плен в Витебской области. Умер от ран в концлагере.
Роль военного хирурга Паршина исполнил актер Национального академического драматического театра имени М. Горького Андрей Душечкин:
— Доктор Паршин не выдуманный персонаж. Он не оставил раненых в Могилевском госпитале. Когда в город вошли немцы, всю его медицинскую команду повесили на площади. Я видел его фамилию на монументе в Могилеве среди фамилий других погибших.
Комиссара Жигунова сыграл белорусский актер Анатолий Кот. С 2005 года он живет и работает в Москве. Роль военного корреспондента, под которым подразумевается Константин Симонов, исполнил белорусский актер Александр Ефремов.
В Гродно возражали
Сцены боев снимали возле деревни Мглё в Смолевичском районе, где на 35-градусной жаре группу спасал дождь из брандспойтов пожарных машин. Когда команда декораторов под покровом ночи в свете фар устанавливала в поле сотни крестов из березы для утренних съемок, проезжавшие по соседней дороге машины сильно прибавляли скорость.
Городские сцены намеревались снимать в местах реальных событий — в Могилеве. Но в связи с тем, что в зданиях довоенной постройки установлены белые оконные рамы и двери из ПВХ, строения лишены аутентичности. Подходящие экстерьеры нашли в Гродно. Когда в центре города на старой узкой улице начала стрелять холостыми счетверенная зенитная установка на базе станкового пулемета «Максим», на пиротехника из окна вылили кастрюлю протухшего супа.
Компьютерная графика для ленты создана мастерской дизайнера Павла Авраменко. Полчища самолетов в небе, клонированная в кадре боевая техника и даже стрекоза на ладони героини — плоды труда команды художников, месяцами не покидавшей офис мастерской. Говорили, что успевали спать на надувных матрасах только по 3 часа в сутки.
И то, что бюджет ленты в 6 млн долларов использован честно, видно на экране с первых минут. В кадре — паровозы, транспортные колонны военной техники, многие сотни вооруженных и экипированных актеров массовки.
Смотрите также: