1200 90

КАРТИНЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. «Глубокое течение»

О том, как создавался фильм «Глубокое течение», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Lenta 2Эта лента 2005 года снята по мотивам двух известных романов одного из наиболее читаемых белорусских писателей Ивана Шамякина.

О чем фильм

В кино параллельно развиваются три сюжетные линии. В первой партработник Иван Антонюк становится командиром партизанского отряда в начале войны. База народных мстителей находится на секретном довоенном объекте — аэродроме НКВД в лесу. Туда должны прибывать самолеты с грузами из Москвы для партизан. Там и узел связи. Отряд Антонюка сражается с оккупантами: спасает детдомовских малышей, которых немцы намерены вывезти в Германию, устраивает налет на склады фашистов, где те хранят отнятое у местного населения продовольствие.

Во второй сюжетной линии Надя ждет ребенка от супруга Свояцкого, который начал активно сотрудничать с оккупационными властями. Зная о еврейском происхождении Нади, Ольга, связная партизан, помогает ей попасть в отряд Антонюка. Там доктор Эльза Брюммер принимает роды, но ребенка спасти не удается.

Третья сюжетная линия стилистическая и сквозная. Фронтовой оператор Сушкова прибывает в отряд с целью снимать боевые действия. Всё, что она запечатлела на пленку, — исторический документ. Многие события в ленте видны через объектив кинокамеры Сушковой.

1 52В кульминации фильма немцы пытаются уничтожить партизанский аэродром. Командиры отрядов начинают акции в разных местах района, чтобы отвлечь врага. Три сюжетные линии обретают общую развязку в финальной сцене боя: Надя стреляет в своего мужа — предателя Свояцкого; Сушкова геройски погибает; отряд Антонюка делает всё, чтобы аэродром не попал в руки немцев.

Различия с прозой

Ivan SHamyakin

Иван Шамякин

Роман Ивана Шамякина «Глубокое течение» (1949) — героико-патриотическое произведение о партизанском движении, где всё идеологически выверено. За него в 1951-м писатель удостоен Сталинской премии. Роман «Снежные зимы» (1970) — проза совсем иной эпохи. События происходят после войны. Бывший командир партизанской бригады Антонюк противостоит двуликим руководителям, ответственным за сельское хозяйство. Их интересует не результат, а лишь личная конъюнктура. Война в романе проходит как воспоминание, вторым планом. Ребенок Нади Свояцкой в романе не умирает при родах. Рождается дочь, от которой скрывают, что ее отец предатель.

У Антонюка и Нади в произведении завязывается роман. В фильме он заявлен, но не развивается.

Две войны

Margarita Kasymova

Маргарита Касымова

Великая Отечественная началась, когда будущему режиссеру «Глубокого течения» Маргарите Касымовой было 3 года. После окончания ВГИКа в 1961-м она отправилась на родину в Душанбе, где 30 лет успешно снимала кино на «Таджикфильме». После распада СССР и начала Гражданской войны в Таджикистане оказалась в гуще событий. В 1992 году после выступления на митинге ее сбила машина. Женщина получила 16 переломов, долго находилась в больнице. Чудом выжив, режиссер, как другие полмиллиона ее земляков, стала беженкой. Ей пришлось начать жизнь с чистого листа в Минске, в чем помог ее однокурсник белорусский режиссер Виктор Туров. Касымова преподавала в БГАИ. В 1995-м совместно с Николаем Еременко-младшим стала режиссером фильма «Сын за отца». В дальнейшем сняла ленты «Зорка Венера» (2000), «Бальное платье» (2003).

Ивану Павлову в съемочной группе «Глубокого течения» предложили быть вторым режиссером. В его творческой копилке уже находились короткометражные картины и два полнометражных художественных фильма: «Свежина с салютом» (2001) и «Осенний детектив» (2002). В процессе производства жизнь всё расставила по местам: съемки сложных сцен на болотах, в лесах, сцены боев Павлов в силу молодости и энергии снимал самостоятельно, став полноправным соавтором Касымовой и сорежиссером ленты.

Чужим голосом

Zinaida Kirienko

Зинаида Кириенко

Ekaterina Vasileva

Екатерина Васильева

Всякий раз, когда в постсоветский период «Беларусьфильм» запускал производство масштабной военной ленты, в коридорах шли пересуды, мол, она опустошила весь бюджет студии, включая зарплатный фонд. «Глубокое течение» тоже обсуждали в данном ключе. Многие не понимали: зачем в сложной финансовой ситуации на все главные роли пригласили российских актеров? Справедливости ради народные артистки РСФСР Зинаида Кириенко и Екатерина Васильева блестяще справились с ролями связной отряда Ольги и доктора Эльзы Брюммер. Актрис знают зрители, их участие могло вызвать дополнительный интерес к картине. Однако коллеги недоумевали: зачем на роль Ивана Антонюка позвали неизвестного петербургского актера Ярослава Иванова, а роль Нади Свояцкой предложили начинающей московской актрисе Марине Коняшкиной? Тем более что в готовой русскоязычной ленте Ярослав Иванов переозвучен белорусским актером Александром Тимошкиным, а Марина Коняшкина — белорусской актрисой Татьяной Бовкаловой. В фильме не своим голосом говорят и некоторые актеры-соотечественники. Александр Суцковер, сыгравший штабного полковника, переозвучен коллегой по театру имени А. М. Горького Евгением Никитиным.

К счастью, ролями второго плана белорусских актеров не обделили. Александр Жданович, Иван Мацкевич, Александр Ткаченок, Ольга Нефедова, Виктор Васильев, Александр Кашперов, Александр Беспалый, Владимир Мищанчук — они создали в ленте множество образов и характеров.

Лето — зимой

Leonid Prudnikov

Леонид Прудников

Премьеру планировали приурочить к 60-летию Великой Победы в 2005 году. Запуск производства начался с опозданием, поэтому события августа снимали в феврале. Расчистить снег полностью не всегда получалось. По словам художника-постановщика Леонида Прудникова, заснеженные элементы в перспективе кадра просто покрывали брезентом и прочим подручным материалом. Пытались выстроить мизансцену так, чтобы признаки зимы в кадр не попали. Под весенне-летнюю одежду актеры надевали теплые свитера. В результате многие персонажи в уличных сценах выглядят более тучными, чем в сценах в интерьерах.

Групповые проходы через болота снимали в натуральной трясине. Команда каскадеров разведывала дно, искала подводные тропы, расставляла колья-ориентиры. Как вспоминала Маргарита Касымова, актеры шли, не обращая на эти колья внимания. Но никто не провалился и не пострадал.

Большая часть уличных сцен снята на натурплощадке отечественной киностудии, а также на дороге, связывающей деревню Каменка с дачными поселками Минского моторного завода и «Беларусьфильма» в Смолевичском районе. Некоторые эпизоды — в минском Лошицком парке.

Авторам ленты удалось привнести в знакомую тему о партизанской войне новые стилистику и динамику.

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Мороз ночью и до +3 °С днем ожидаются в Беларуси 24 ноября

Облачно с прояснениями будет в республике 24 ноября, температура воздуха ночью составит -1…-7 °С, днем – -2…+3 °С, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на «Белгидромет».

22 10 2024 priroda osennie parki foto terehina 26 kopiya

Фото носит иллюстративный характер

В воскресенье местами по стране прогнозируются небольшой снег, не исключая мокрого, и слабый гололед, а ночью и утром – слабый туман. На отдельных участках дорог гололедица. Ветер будет умеренным, его порывов не предвидится.

В Бресте и Гродно в дневные часы ожидается +1…+3 °С, Минске, Витебске и Могилёве – -1…+1 °С, в Гомеле – 0…+2 °С.

В. Полякова-Макей о сотрудничестве с Мурманском: можем обменяться интересным опытом в сфере культуры

Вопросы сотрудничества в области культуры обсудили в Минске директор Белорусского государственного академического театра юного зрителя Вера Полякова-Макей и председатель комитета по культуре администрации города Мурманска Елена Крынжина, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

img 6102 kopiya

Культурная дружба между городами-героями началась 19 ноября, когда Белорусский государственный академический театр юного зрителя представил спектакль «Мастер и Маргарита» на II Международном театральном фестивале «Арктическая сцена» в Мурманске.

— Два года назад я приезжала на фестиваль «Арктическая сцена» со спектаклем «Каренина». Мы подружились с председателем комитета по культуре Еленой Крынжиной и другими известными деятелями культуры Мурманской области и договорились о встрече в Минске, — рассказала В. Полякова-Макей.

В фестивале поучаствовали 14 театров из России, Беларуси, Армении, Казахстана и Сербии. Коллективы привезли спектакли, основанные на всемирной классике и шедеврах русской литературы.

— На фестиваль мы не смогли привезти свои декорации: играли на белых простынях, тканях и стульях из подбора — только голый талант. Нас высоко оценили зрительское и профессиональное жюри. Дмитрий Климович получил награду за лучшую роль второго плана, а я — за лучшую женскую роль. Мы несказанно этому рады, — поделилась директор.

img 6092 kopiya

Международный театральный фестиваль «Арктическая сцена» организован Мурманским областным драматическим театром и региональным отделением Союза театральных деятелей России при поддержке правительства Мурманской области.

— Сегодня к нам приехала известный театральный деятель Елена Крынжина, и в нашем театре проходят переговоры по вопросам перспектив развития взаимодействия между театрально-зрелищными организациями Минска и Мурманска. Мы очень хотим организовать масштабные гастроли с Мурманском, так как уверены, что можем обменяться интересным опытом друг с другом в сфере культуры, —сообщила В. Полякова-Макей.

В Минске коллеги из Мурманска презентовали спектакль детской театральной школы «Дети военного Мурмана».

img 6113 kopiya

— Это не просто общение, а развитие связей между культурно-досуговыми учреждениями. Мы обсуждаем вопросы библиотечных систем, домов и дворцов культуры, взаимодействие музыкальных и театральных школ. И, конечно, речь идет о дополнительном образовании в сфере культуры. Я считаю, что это крайне важно, поскольку у нас общее культурное пространство, и в условиях Союзного государства открываются большие перспективы для взаимного культурного сотрудничества, — отметила Е. Крынжина.

После переговоров состоялся показ спектакля по пьесе Николая Гоголя «Женитьба».

— Это одна из наших последних премьер. Легкий, свежий и необычный спектакль, созданный молодым режиссером. Мы считаем, что молодые должны ставить спектакли для молодежи. Энергия такой режиссуры находит отклик как у юного зрителя, так и у старшего поколения. Наш слоган — «от 0 до 99 лет», и мы с радостью приглашаем зрителей всех возрастов на постановки, — подытожила директор В. Полякова-Макей.

Фото автора