КАРТИНЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. «Глубокое течение»
О том, как создавался фильм «Глубокое течение», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Эта лента 2005 года снята по мотивам двух известных романов одного из наиболее читаемых белорусских писателей Ивана Шамякина.
О чем фильм
В кино параллельно развиваются три сюжетные линии. В первой партработник Иван Антонюк становится командиром партизанского отряда в начале войны. База народных мстителей находится на секретном довоенном объекте — аэродроме НКВД в лесу. Туда должны прибывать самолеты с грузами из Москвы для партизан. Там и узел связи. Отряд Антонюка сражается с оккупантами: спасает детдомовских малышей, которых немцы намерены вывезти в Германию, устраивает налет на склады фашистов, где те хранят отнятое у местного населения продовольствие.
Во второй сюжетной линии Надя ждет ребенка от супруга Свояцкого, который начал активно сотрудничать с оккупационными властями. Зная о еврейском происхождении Нади, Ольга, связная партизан, помогает ей попасть в отряд Антонюка. Там доктор Эльза Брюммер принимает роды, но ребенка спасти не удается.
Третья сюжетная линия стилистическая и сквозная. Фронтовой оператор Сушкова прибывает в отряд с целью снимать боевые действия. Всё, что она запечатлела на пленку, — исторический документ. Многие события в ленте видны через объектив кинокамеры Сушковой.
В кульминации фильма немцы пытаются уничтожить партизанский аэродром. Командиры отрядов начинают акции в разных местах района, чтобы отвлечь врага. Три сюжетные линии обретают общую развязку в финальной сцене боя: Надя стреляет в своего мужа — предателя Свояцкого; Сушкова геройски погибает; отряд Антонюка делает всё, чтобы аэродром не попал в руки немцев.
Различия с прозой
Роман Ивана Шамякина «Глубокое течение» (1949) — героико-патриотическое произведение о партизанском движении, где всё идеологически выверено. За него в 1951-м писатель удостоен Сталинской премии. Роман «Снежные зимы» (1970) — проза совсем иной эпохи. События происходят после войны. Бывший командир партизанской бригады Антонюк противостоит двуликим руководителям, ответственным за сельское хозяйство. Их интересует не результат, а лишь личная конъюнктура. Война в романе проходит как воспоминание, вторым планом. Ребенок Нади Свояцкой в романе не умирает при родах. Рождается дочь, от которой скрывают, что ее отец предатель.
У Антонюка и Нади в произведении завязывается роман. В фильме он заявлен, но не развивается.
Две войны
Великая Отечественная началась, когда будущему режиссеру «Глубокого течения» Маргарите Касымовой было 3 года. После окончания ВГИКа в 1961-м она отправилась на родину в Душанбе, где 30 лет успешно снимала кино на «Таджикфильме». После распада СССР и начала Гражданской войны в Таджикистане оказалась в гуще событий. В 1992 году после выступления на митинге ее сбила машина. Женщина получила 16 переломов, долго находилась в больнице. Чудом выжив, режиссер, как другие полмиллиона ее земляков, стала беженкой. Ей пришлось начать жизнь с чистого листа в Минске, в чем помог ее однокурсник белорусский режиссер Виктор Туров. Касымова преподавала в БГАИ. В 1995-м совместно с Николаем Еременко-младшим стала режиссером фильма «Сын за отца». В дальнейшем сняла ленты «Зорка Венера» (2000), «Бальное платье» (2003).
Ивану Павлову в съемочной группе «Глубокого течения» предложили быть вторым режиссером. В его творческой копилке уже находились короткометражные картины и два полнометражных художественных фильма: «Свежина с салютом» (2001) и «Осенний детектив» (2002). В процессе производства жизнь всё расставила по местам: съемки сложных сцен на болотах, в лесах, сцены боев Павлов в силу молодости и энергии снимал самостоятельно, став полноправным соавтором Касымовой и сорежиссером ленты.
Чужим голосом
Всякий раз, когда в постсоветский период «Беларусьфильм» запускал производство масштабной военной ленты, в коридорах шли пересуды, мол, она опустошила весь бюджет студии, включая зарплатный фонд. «Глубокое течение» тоже обсуждали в данном ключе. Многие не понимали: зачем в сложной финансовой ситуации на все главные роли пригласили российских актеров? Справедливости ради народные артистки РСФСР Зинаида Кириенко и Екатерина Васильева блестяще справились с ролями связной отряда Ольги и доктора Эльзы Брюммер. Актрис знают зрители, их участие могло вызвать дополнительный интерес к картине. Однако коллеги недоумевали: зачем на роль Ивана Антонюка позвали неизвестного петербургского актера Ярослава Иванова, а роль Нади Свояцкой предложили начинающей московской актрисе Марине Коняшкиной? Тем более что в готовой русскоязычной ленте Ярослав Иванов переозвучен белорусским актером Александром Тимошкиным, а Марина Коняшкина — белорусской актрисой Татьяной Бовкаловой. В фильме не своим голосом говорят и некоторые актеры-соотечественники. Александр Суцковер, сыгравший штабного полковника, переозвучен коллегой по театру имени А. М. Горького Евгением Никитиным.
К счастью, ролями второго плана белорусских актеров не обделили. Александр Жданович, Иван Мацкевич, Александр Ткаченок, Ольга Нефедова, Виктор Васильев, Александр Кашперов, Александр Беспалый, Владимир Мищанчук — они создали в ленте множество образов и характеров.
Лето — зимой
Премьеру планировали приурочить к 60-летию Великой Победы в 2005 году. Запуск производства начался с опозданием, поэтому события августа снимали в феврале. Расчистить снег полностью не всегда получалось. По словам художника-постановщика Леонида Прудникова, заснеженные элементы в перспективе кадра просто покрывали брезентом и прочим подручным материалом. Пытались выстроить мизансцену так, чтобы признаки зимы в кадр не попали. Под весенне-летнюю одежду актеры надевали теплые свитера. В результате многие персонажи в уличных сценах выглядят более тучными, чем в сценах в интерьерах.
Групповые проходы через болота снимали в натуральной трясине. Команда каскадеров разведывала дно, искала подводные тропы, расставляла колья-ориентиры. Как вспоминала Маргарита Касымова, актеры шли, не обращая на эти колья внимания. Но никто не провалился и не пострадал.
Большая часть уличных сцен снята на натурплощадке отечественной киностудии, а также на дороге, связывающей деревню Каменка с дачными поселками Минского моторного завода и «Беларусьфильма» в Смолевичском районе. Некоторые эпизоды — в минском Лошицком парке.
Авторам ленты удалось привнести в знакомую тему о партизанской войне новые стилистику и динамику.